Одинарный защитный кла­пан сохраняет давление в ресиверах автомобиля-тягача при аварий­ном уменьшении давления в питающей магистрали прицепа, а также препятствует выходу сжатого воздуха из его магистрали при падении давления в тормозном приво­де автомобиля-тягача, предотвращая авто­матическое самозатормаживание прицепа.

Клапан отрегулирован на перепуск возду­ха и из вывода "I" в вывод "II" по достижении в выводе "I" давления 550 кПа.

Одинарный защитный клапан: а - положение при давлении в системе ниже 550 кПа; с - рабочее положение; I - вывод к ресиверам; II - вывод в питающую магистраль прицепа и к клапану управления тормозами прицепа с однопроводным приводом; 1 - корпус; 2 - обратный клапан; 3 - мембрана; 4 - поршень; 5 - крышка; 6, 7 - пружины; 8 - регулировочный винт

Сжатый воздух через вывод "I" поступает в полость "А" под мембраной 3.

По достиже­нии давления 550 кПа сжатый воздух, пре­одолевая усилие пружин 6 и 7, приподни­мает мембрану 3 и проходит в подклапанную полость "B", откуда через обратный клапан 2 поступает к выводу "II" питающей магистрали прицепа.

При давлении в выводе "I" ниже 545 кПа мембрана 3 под действием пружин 6 и 7 опускается на седло и разобщает выводы "I" и "II"; при этом обратный клапан 2 закрыва­ется и предотвращает обратное движение сжатого воздуха от вывода "II" к выводу "I".

Давление открытия клапана устанавливается регулировочным винтом 8.

При вворачивании его давление открытия кла­пана повышается, при выворачивании — уменьшается.

Одинарный защитный клапан: а - положение при давлении в системе ниже 550 кПа; с - рабочее положение; I - вывод к ресиверам; II - вывод в питающую магистраль прицепа и к клапану управления тормозами прицепа с однопроводным приводом; 1 - корпус; 2 - обратный клапан; 3 - мембрана; 4 - поршень; 5 - крышка; 6, 7 - пружины; 8 - регулировочный винт

Замена одинарного защитного клапана

Одинарный защитный клапан заменяем при следующих неисправностях:

  • - нарушение герметичности клапана. Внешним признаком является утечка воздуха через выводы и в местах крепления крышки к корпусу клапана;
  • - механические повреждения корпуса, крышки и мембраны клапана, нарушающие его нормальную работу

Потребуются инструменты: ключи 22х24, 27х30

Схема пневматического привода тормозных систем: 1 - камеры тормозные типа 24; 2 - манометр; 3 - кран управления вспомогательной тормозной системой; 4 - выключатель пневмоэлектрический электромагнитного клапана прицепа; 5 - пневмо­цилиндр привода рычага останова двигателя; 6 - компрессор; 7 - кран управления стояночной тормозной системой; 8 - водоотделитель; 9 - регулятор давления; 10, 28 - клапаны защитные одинарные; 11 - клапан защитный тройной; 12 - кран тормозной двухсек­ционный; 13 - пневмоцилиндры привода заслонок механизма вспомогательной тормозной системы; 14 - ресивер контура; 1,15 - выключатели контрольной лампы падения давления; 16 - ресиверы контура; 11, 17 - краны слива конденсата; 18 - ресивер потре­бителей; 19 ресиверы контура "III"; 20 - клапан двухмагистральный перепускной экстренного растормаживания; 21 - клапан двухма­гистральный перепускной; 22 - клапан ускорительный; 23 - выключатель контрольной лампы стояночной тормозной системы; 25 - камеры тормозные; 24 - клапан управления тормозными системами прицепа с двухприводным приводом; 26 - выключатель кон­трольной лампы сигнала торможения; 27 - клапан управления тормозными системами прицепа с одноприводным приводом; 29 - краны разобщительные; 30 - головки соединительные типа "Палм"; 31 - головка соединительная типа «А»; А; В; С; D - клапаны конт­рольных выводов; Р - к питающей магистрали двухприводного привода; R - к соединительной магистрали одноприводного при­вода; N - к тормозной (управляющей) магистрали двухприводного привода

Снятие одинарного защитного клапана 28

Подготавливаем автомобиль и выпускаем воздух из ресиверов 19 контура стояночной тормозной системы

Откручиваем от штуцера одинарного защитного клапана 28 накидную гайку трубопровода, идущего от ресивера 19, и отсоединяем трубопровод от клапана

Откручиваем защитный клапан 28 от тройника, соединяющего клапан 27 управления защитным клапаном

Установка одинарного защитного клапана 28

Накручиваем защитный клапан 28 на тройник клапана 27

Примечание: стрелка направления потока воздуха на корпусе одинарного защитного клапана должна быть направлена в сторону клапана 27

Подсоединяем к защитному клапану трубопровод от ресивера 19 и затягиваем накидную гайку

Снятие одинарного защитного клапана 10

Выпускаем воздух из ресивера 19 стояночной тормозной системы

Откручиваем от штуцеров одинарного защитного клапана 10 накидные гайки подводящего и отводящего трубопроводов

Отсоединяем трубопроводы от клапана и снимаем клапан

Установка одинарного защитного клапана 10

Подсоединяем к защитному клапану 10 трубопроводы и затягиваем накидные гайки трубопроводов

Примечание: стрелка одинарного защитного клапана должна быть направлена по направлению потока сжатого воздуха, поступающего от компрессора

Запускаем двигатель и создаем давление в пневмоприводе тормозов. Проверяем герметичность трубопроводов и защитных клапанов. Утечка воздуха не допускается

Разборка и сборка одинарного защитного клапана

Потребуются инструменты: тиски, мягкие губки, ключ 12х13, торцовый ключ на 10, отвертка, специальные пассатижи И801.23.000-01, посуда для топлива и смазки, кисть

Разборка одинарного защитного клапана

Устанавливаем клапан в тиски

Детали клапана одинарного, защитного: 1 - кольцо стопорное; 2 - втулка; 3, 9 - пружины; 4 - корпус обратного клапана; 5 - кольцо клапана; 6 - корпус клапана; 7 - диафрагма; 8 - поршень; 10 - тарелка пружины; 11 - крышка; 12 - шайба пружинная; 13 - винт; 14 - контргайка; 15 - винт регулировочный

С помощью ключей на 13, торцовый ключ на 10 выкручиваем регулировочный винт 15 и контргайку 14

Отверткой выкручиваем винты 13 крепления с шайбами 12 крышки

Снимаем крышку 11, тарелку 10 пружины, пружину 9, поршень 8, мембрану 7

Вынимаем из корпуса упорное кольцо 1, втулку 2, пружину 3, корпус 4 клапана, кольцо 5 клапана

Снимаем корпус с тисков

Промываем детали клапана в дизельном топливе, обдуваем сжатым воздухом и проверяем их техническое состояние

Сборка клапана

Устанавливаем в корпус 6 кольцо 5 клапана, корпус 4 клапана, пружину 3, втулку 2 и упорное кольцо 1

Устанавливаем в корпус 6 мембрану 7, поршень 8, пружину 9, тарелку 10 пружины

Примечание: покрываем пружину смазкой Циатим-221

Устанавливаем на корпус 6 клапана крышку 11, вставляем в отверстия крышки 11 и корпуса винты 13 крепления с пружинными шайбами

Вкручиваем винты 13 крепления с пружинными шайбами 12 и ввертываем в крышку регулировочный винт 15, закручиваем контргайку 14

Снимаем клапан с тисков и испытываем клапан

Порядок испытаний:

Подключаем прибор по схеме

Схема подключения защитного одинарного клапана: 1, 4 - манометры; 2 - прибор (одинарный защитный клапан); 3 - винт регулировочный; 5, 7 - краны; 6 - ресивер; 8 - редуктор

Открываем кран 7. Устанавливаем редуктором на манометре 1 давление 539 кПа (5,5 кгс/см 2).

Добиваемся регулировочным винтом 3 положения, чтобы ресивер 6 начал заполняться. Закрываем кран 7 и открываем кран 5.

Закрываем кран 5 и открываем кран 7. Редуктором 8 устанавливаем на манометре 1 давление 736 кПа (7,5 кгс/см 2). Манометры 1 и 4 должны показывать равные давления.

При испытаниях прибор 2 не должен показывать снижение давления

Вторично проверяем регулировку, как было указано выше, и при необходимости корректируем регулировку