Компрессор поршневого типа, двухцилиндровый, одноступенчатого сжатия, производительностью 220 л/мин при частоте вращения коленчатого вала 2000 об/мин и противодавлении 700 кПа; установлен на переднем торце картера маховика.

Привод компрессора шестеренный от распределительных шестерен; охлаждение головки от системы охлаждения, масло подается из смазочной системы.

Воздух через воздухоочиститель и впускной трубопровод двигателя поступает в цилиндры компрессора через пластинчатые впускные клапаны.

Компрессор: 1 - коленчатый вал; 2 - шестерня привода; 3 - картер; 4 - шатун; 5 - маслосъемное кольцо; 6 - палец поршня; 7 - компрессионное кольцо; 8 - поршень; 9 - головка цилиндров; 10 - блок цилиндров; 11 - угольник подвода охлаждающей жидкости

Сжатый поршнями воздух вытесняется в ресиверы через расположенные в головке цилиндров пластинчатые нагнетательные клапаны.

По достижении давления 700-750 кПа регулятор давления сообщает нагнетательную магистраль с атмосферой, прекращающая подачу воздуха в пневмосистему.

При сезонном техническом обслужива­нии нужно снимать головку компрессора для очистки поршней, клапанов и седел.

Клапаны компрессоров, не обеспечиваю­щие герметичность, необходимо притереть к седлам или заменить.

В регуляторе давления необходимо промыть или заменить фильтрующий эле­мент, который находится под нижней крышкой.

Нужно быть осторожным при вворачивании крышки, так как резьба конусная и перекосы при ее установке недопустимы.

Они приводят к срыву резь­бы, восстановить которую затем невозмож­но.

Перед установкой резьбу рекомендует­ся смазать графитовой смазкой во избежа­ние ее «прихватывания».

По мере работы в компрессоре изнаши­вается цилиндропоршневая группа, нару­шается герметичность клапанов.

При этих неисправностях время заполнения пневмосистемы (до гашения контрольных ламп) при частоте вращения коленчатого вала 2200 об/мин превышает установочное 8 мин или компрессор вообще не развива­ет заданного давления (700-750 кПа).

Кроме того, изнашивание цилиндропоршневой группы приводит к всасыванию мас­ла в пневмосистему.

После заполнения пневмосистемы воздухом в регуляторе дав­ления открывается разгрузочный клапан и масло, попавшее в пневмосистему вместе с воздухом, выбрасывается наружу и осе­дает на регуляторе и раме. Это внешний признак неисправности компрессора.

Следует отметить, что расход масла через компрессор может увеличиваться из-за засорения воздухоочистителя.

По мере засорения увеличивается разрежение на впуске и компрессор даже при исправной поршневой группе всасывает масляный ту­ман из картера, а затем на выпуске выбра­сывает его в пневмопривод.

Негерметичность прокладки головки блока цилиндров компрессора, внутренние трещины в головке или блоке приводят к тому, что жидкость из системы охлаждения всасывается в цилиндры, а затем вместе с воздухом идет в пневмопривод.

Уровень охлаждающей жидкости в расширитель­ном бачке падает, а жидкость в нем бурлит.

Это происходит потому, что поршень на такте сжатия продавливает воздух в ру­башку охлаждения компрессора, а далее воздух с жидкостью отводится в расшири­тельный бачок.

Есть еще одно опасное последствие рассмотренных неисправно­стей

Жидкость, попавшая в цилиндры компрессора, через зазоры между цилинд­ром, поршнем и кольцами просачивается в картер компрессора и из него стекает в масляный картер двигателя.

Поэтому при поиске места попадания охлаждающей жидкости в масло необходимо иметь в виду и компрессор.

Неисправности тормозов в большинст­ве случаев вызваны неисправностями ап­паратов пневматического привода.

Замена компрессора

Компрессор заменяем при следующих неисправностях:

  • - износ подшипников коленчатого вала компрессора;
  • - износ деталей кривошипно-шатунного и клапанного механизмов, вызывающий увеличение содержания масла в конденсате, сливаемом из ресиверов, и снижение давления воздуха в пневмосистеме при исправном регуляторе давления и герметичной системе;
  • - механические повреждения блока цилиндров, картера и головки компрессора, ухудшающих работу компрессора

Снятие компрессора

Поднимаем кабину в первое положение и застопориваем

Снимаем паровоздушную пробку с расширительного бачка и сливаем жидкость из системы охлаждения при открытом кране отопителя

Схема пневматического привода тормозных систем: 1 - камеры тормозные типа 24; 2 - манометр; 3 - кран управления вспомогательной тормозной системой; 4 - выключатель пневмоэлектрический электромагнитного клапана прицепа; 5 - пневмо­цилиндр привода рычага останова двигателя; 6 - компрессор; 7 - кран управления стояночной тормозной системой; 8 - водоотделитель; 9 - регулятор давления; 10, 28 - клапаны защитные одинарные; 11 - клапан защитный тройной; 12 - кран тормозной двухсек­ционный; 13 - пневмоцилиндры привода заслонок механизма вспомогательной тормозной системы; 14 - ресивер контура; 1,15 - выключатели контрольной лампы падения давления; 16 - ресиверы контура; 11,17 - краны слива конденсата; 18 - ресивер потре­бителей; 19 ресиверы контура III; 20 - клапан двухмагистральный перепускной экстренного растормаживания; 21 - клапан двухма­гистральный перепускной; 22 - клапан ускорительный; 23 - выключатель контрольной лампы стояночной тормозной системы; 25 - камеры тормозные; 24 - клапан управления тормозными системами прицепа с двухприводным приводом; 26 - выключатель кон­трольной лампы сигнала торможения; 27 - клапан управления тормозными системами прицепа с одноприводным приводом; 29 - краны разобщительные; 30 - головки соединительные типа "Палм"; 31 - головка соединительная типа А; А, В, С, D - клапаны конт­рольных выводов; Р - к питающей магистрали двухприводного привода; R - к соединительной магистрали одноприводного при­вода; N - к тормозной (управляющей) магистрали двухприводного привода

Выпускаем воздух из конденсационного ресивера 18 (рис. 2)

Ключом на 22 мм откручиваем накидные гайки трубопроводов, подходящих к расширительному бачку и отсоединяем трубопроводы

Отсоединяем от расширительного бачка патрубок отвода жидкости

Ключом на 13 мм выкручиваем болты хомутов крепления расширительного бачка и снимаем бачок

Очищаем наружную поверхность компрессора

Ключом на 22 мм окручиваем накидные гайки трубопроводов, подходящих к компрессору, и отсоединяем трубопроводы

Ключом на 10 мм откручиваем гайки крепления фланца трубки подвода охлаждающей жидкости к компрессору, снимаем трубку с фланцем, прокладкой и уплотнительным кольцом

Выкручиваем болты крепления к компрессору всасывающего патрубка, с помощью ключа на 13 мм, и отсоединяем патрубок

Головкой на 17 мм выкручиваем четыре болта крепления компрессора к фланцу картера маховика привода агрегатов

Выводим из зацепления зубчатое колесо компрессора с зубчатым колесом топливного насоса, передвинув компрессор вперед, и снимаем компрессор

Установка компрессора

Вводим зубчатое колесо компрессора в отверстие картера маховика и в зацепление с зубчатым колесом топливного насоса, предварительно проверив наличие и исправность уплотнительной прокладки

Вкручиваем четыре болта крепления компрессора, с помощью головки на 17 мм и воротка

Закрепляем на блоке цилиндров компрессора всасывающий патрубок (ключ на 13 мм)

Проверяем наличие и исправность прокладки фланца и уплотнительные кольца на трубке, устанавливаем и закрепляем фланец крепления трубки подвода охлаждающей жидкости к компрессору

Подсоединяем к компрессору и закрепляем накидными гайками трубопроводы

Устанавливаем на кронштейн расширительный бачок системы охлаждения двигателя и закрепляем его хомутами

Подсоединяем к расширительному бачку и закрепляем патрубок отвода жидкости

Подсоединяем и закрепляем накидными гайками трубопроводы, подходящие к расширительному бачку

Заливаем в систему охлаждения до нормального уровня жидкость и закрываем заливную горловину паровоздушной пробкой

Запускаем двигатель, создаем давление в пневмоприводе тормозных систем. Убеждаемся в исправности компрессора, герметичности воздушных и жидкостных трубопроводов, отсутствие подтекания масла из-под прокладки фланца крепления компрессора

Опускаем кабину

Замена нагнетательного клапана компрессора

Нагнетательный клапан компрессора подлежит замене при следующих неисправностях:

  1. Износ, коробление клапана и седла клапана.
  2. Поломка или ослабление пружин клапана.
  3. Повреждение прокладки пробки клапана.

Внешним признаком указанных неисправностей является падение давления в пневматической системе более 49 кПа (0,5 кrc/cм 2) за 1 мин при ис­правных остальных деталях компрессора и гepметичных трубопроводах.

Снятие нагнетательного клапана компрессора

Потребуется отвертка, квадратный ключ на 10 мм, ключ на 22, сменная головка на 22 и вороток

Поднимаем кабину в первое положение и застопориваем

Головка компрессора: 1 – пробка нагнетательного клапана; 2, 6 – прокладка; 3 – пружина; 4 – клапан нагнетательный; 5 – седло нагнетательного клапана; 7 – головка компрессора

Выкручиваем из головки 7 компрессора пробку 1 нагнетательного клапана, снимаем прокладку 2 пробки

Вынимаем пружину 3, нагнетательный клапан 4, выкручиваем и вынимаем седло 5 с прокладкой 6

Выполняем переход 2 для второго клапана

Установка нагнетательного клапана

Устанавливаем прокладку 6 седла, седло 5, нагнетательный клапан 4, пружину 3, прокладку 2 пробки клапана и вкручиваем в гнездо головки компрессора пробку 1 с моментом 58,8 Нм (6гксм)

Примечание. Перед сборкой нужно притереть клапан к седлу клапана

Выполняем переход 4 для второго клапана

Пускаем двигатель и проверяем работу компрессора

Опускаем кабину

Замена впускного клапана компрессора

Впускной клапан заменяем при следующих неисправностях:

  • - износ, коробление клапана;
  • - наличие раковин на клапане;
  • - поломка или ослабление пружин клапана

Признаком неисправности является падение давления в пневмосистеме ниже 530 кПа (5,4 кгс/см 2) при исправном регуляторе давления, других деталей компрессора и герметичных трубопроводах

Снятие впускного клапана компрессора

Поднимаем кабину в первое положение и застопориваем

Снимаем паровоздушную пробку с расширительного бачка и сливаем жидкость из системы охлаждения при открытом кране отопителя

Выпускаем воздух из конденсационного ресивера 18 (рис. 2)

Ключом на 22 мм откручиваем накидные гайки трубопроводов, подходящих к расширительному бачку и отсоединяем трубопроводы

Отсоединяем от расширительного бачка патрубок отвода жидкости

Ключом на 13 мм выкручиваем болты хомутов крепления расширительного бачка и снимаем бачок

Очищаем наружную поверхность компрессора

Отворачиваем накидную гайку и отсоединяем от головки компрессора трубопроводы

Компрессор пневмотормозов: 1, 8, 22 – прокладки; 2 – крышка картера нижняя; 3, 10, 13 – шайбы пружинные; 4, 11, 25 – болты; 5 – картер; 6 – вал коленчатый; 7, 37 – подшипники; 9 – крышка; 12 – шпонка; 14, 21, 26 – гайки; 15 – блок цилиндров; 16 – седло впускного клапана; 17 – направляющая впускного клапана; 18 – клапан впускной; 19, 34 – пружины; 20 – головка компрессора в сборе; 23 – поршень с шатуном; 24 – пластина отражателя; 27 – шплинт; 28 – вкладыш; 29 – крышка шатуна; 30 – гайка упорная; 31 – шайба замковая; 32, 36 – кольца упорные; 33 – уплотнитель; 35 – колесо зубчатое привода

Откручиваем гайки 21 шпилек крепления головки цилиндров, снимаем головку 20 и прокладку 22 головки

Примечание. При снятии головки предупредите выпадение из гнезд пружин 19 впускных клапанов 18

Вынимаем впускные клапаны 18 из гнезд блока 15 цилиндров компрессора с помощью отвертки

Установка впускного клапана компрессора

Вкладываем впускные клапаны 18 в гнездо блока цилиндров компрессора

Примечание. Перед сборкой клапан притрите к седлу 16 клапана

Положите прокладку 22 на плоскость разъема блока цилиндров компрессора

Придерживая пружины впускных клапанов в гнездах, устанавливаем головку 20 на блок. Закрепляем головку цилиндров компрессора гайками 21

Схема затяжки гаек крепления головки компрессора

Гайки крепления головки цилиндров нужно затягивать в порядке указанном на рисунке, попарно в два приема.

Окончательный момент затяжки 11,8-14,7 Нм (1,2-15 кгсм)

Устанавливаем в обратной последовательности детали и проверяем работоспособность компрессора