В статье рассмотрим возможные причины неисправности системы электроснабжения автомобиля и способы устранения неисправностей.

Для поддержания электропроводки в исправном состоянии и предупреждения перетирания и обрыва проводов необходи­мо очищать провода от грязи и пыли и про­верять надежность их закрепления.

Не рекомендуется без надобности расстыковывать штекерные соединения во избе­жание ослабления и нарушения контактов.

Мелкие неисправности в системе элект­рооборудования могут быть устранены водителем. Неисправности запломбирован­ных и сложных приборов устраняются допущенным к этим работам персоналом.

Чтобы найти неисправность, нужно хорошо знать работу всей системы электро­оборудования, ее схему и уметь разби­раться в электрических цепях как на схе­ме, так и на автомобиле.

Прежде чем отыскать неисправность, нужно по внеш­ним признакам определить, в какой цепи она возникла.

Только после определения цепи можно начинать устранять неисправности.

При отыскании неисправности обычно руко­водствуются схемой и придерживаются определенной последовательности начиная с проверки соответствующего предохрани­теля.  

При проверке группового предохранителя потребители, питающиеся через предохрани­тель, включают поочередно.

Для экономии времени неисправность цепи рекомендует­ся искать включая параллельно работаю­щие потребители.

При нормальной эксплуатации автомо­биля батарея подзаряжается автомати­чески. Если аккумуляторные батареи по­степенно разряжаются или чрезмерно за­ряжаются и электролит начинает «кипеть», необходимо проверить работу регулятора напряжения и генератора.

Генератор

  • Амперметр показывает разрядный ток при нормальной частоте вращения коленчатого вала двигателя
  1. Ослаблено натяжение приводных  ремней ге­нератора - Отрегулировать натяжение ремней
  2. Загрязнены контактные кольца - Протереть кольца хлопчатобумажной салфет­кой, смоченной чистым бензином. Если загряз­нение не устраняется, зачистить шлифовальной шкуркой и вторично протереть салфеткой
  3. Изношены или зависли щетки в щеткодер­жателях - Проверить высоту щеток, свободное перемеще­ние их в каналах щеткодержателя и усилие пружин; при необходимости заменить щеткодер­жатель или щетки
  4. Пробой выпрямительного блока - Заменить выпрямительный блок
  5. Короткое замыкание обмотки статора - Заменить статор в сборе
  6. Нарушение в цепи возбуждения - Восстановить цепь
  7. Изношены детали подшипников или их разру­шение - Заменить генератор
  8. Деформирован вентилятор генератора - Выправить погнутые места
  • Перегрев подшипников

Чрезмерное натяжение ремней - Отрегулировать натяжение ремней

  • Чрезмерно быстрое изнашивание щеток генератора

Загрязнены контактные кольца - Протереть кольца хлопчатобумажной сал­феткой, смоченной чистым бензином. При необ­ходимости зачистить шлифовальной шкуркой и вторично протереть салфеткой

  • Чрезмерно большой силы зарядный ток
  1. Разряжены аккумуляторные батареи - Зарядить аккумуляторные батареи
  2. Короткое замыкание в узле щеткодержателя или в цепи между генератором и регулятором - Устранить замыкание
  3. Неисправно реле отключения обмотки возбуж­дения генератора - Заменить реле
  4. Неисправен регулятор напряжения - Заменить регулятор
  • Колебание тока нагрузки
  1. Если колебание тока нагрузки не зависит от потребителей электроэнергии, то причиной явля­ется проскальзывание приводных ремней - Отрегулировать натяжением ремней
  2. Плохой контакт в цепи возбуждения - Проверить цепи возбуждения и надежность соединения в местах переходных контактов
  • Повышенный уровень шума при работе генератора
  1. Ослаблено крепление шкива - Затянуть гайку
  2. Отсутствует контакт между щетками и коллек­тором - Протереть коллектор чистой тряпкой, смо­ченной в бензине, или зачистить его. Очистить щетки или заменить их новыми.
  3. Проверить состояние щеточных пружин и в случае их неисправности заменить. Проверить, нет ли заедания щеток в щеткодержателях
  4. Стартер не работает (при его включении свет фар не слабеет)
  5. Короткое замыкание или обрыв втягивающей обмотки тягового реле - Заменить тяговое реле
  6. Обрыв или отсутствует контакт в цепи электро­питания - Найти место повреждения и восстановить кон­такт
  7. Зависли щетки в щеткодержателях - Снять щеткодержатель, вынуть щетки и уда­лить налет щеточной пыли
  8. Отказ реле стартера - Заменить реле
  9. Обрыв в цепи стартера - Проверить и устранить дефекты стартера или заменить его
  • Коленчатый вал двигателя не проворачивается стартером (тяговое реле срабатывает)
  1. Разряжены аккумуляторные батареи - Зарядить батареи
  2. Замаслен или загрязнен щеточно-коллекторный узел - Очистить коллектор и щетки от масла, грязи, медно-графитовой пыли
  3. Плохой контакт корпуса стартера с массой автомобиля - Обеспечить надежность соединения
  4. В двигателе применено масло, не соответст­вующее сезону - Заменить масло
  • После пуска двигателя якорь продолжает вращаться
  1. Неисправность тягового реле - Заменить тяговое реле
  2. Приварены контакты реле стартера - Заменить реле
  3. Неисправность реле блокировки стартера - То же
  • При включении стартера тяговое реле не срабатывает (нет характерного щелчка)
  1. Разряжены аккумуляторные батареи - Зарядить батареи
  2. Обрыв втягивающей обмотки тягового реле - Заменить тяговое реле
  3. Неисправность выключателя приборов и стар­тера - Заменить выключатель
  4. Обрыв или короткое замыкание обмотки реле стартера - Заменить реле
  • Якорь стартера вращается, но не проворачивает коленчатый вал
  1. Поломка зубьев венца маховика или зубчатого колеса привода - Заменить венец маховика или зубчатое колесо привода
  2. Нарушена регулировка стартера - Отрегулировать стартер
  3. Неисправность привода - Заменить привод
  • При включении стартера слышны повторяющиеся щелчки тягового реле и удары зубчатого колеса привода о венец маховика
  1. Ненадежный контакт цепи тягового реле стартера - Проверить контактные соединения и устра­нить неисправность
  2. Неисправна удерживающая обмотка тягового реле - Заменить тяговое реле
  3. Неисправна обмотка или контактное соединение реле стартера - Заменить реле
  • При включении стартера слышен шум (скрежет) зубчатого колеса привода
  1. Стартер установлен с перекосом - Установить правильно стартер
  2. Неправильно отрегулирован момент замыка­ния контактов тягового реле - Отрегулировать зазор между зубчатым коле­сом и упорной шайбой в момент включения стар­тера
  • Зубчатое колесо привода систематически не входит в зацепление с венцом маховика при нормальной работе реле
  1. Наличие заусенцев на торцах зубьев маховика или зубчатого колеса привода - Опилить и зачистить заусенцы на зубьях вен­ца маховика или зубчатого колеса привода
  2. Изношены торцы зубьев венца маховика или зубчатого колеса привода - Заменить венец маховика или зубчатое колесо привода

Система освещения

  • Лампа не горит
  1. Обрыв нити накала - Заменить лампу
  2. Обрыв цепи электропитания, сработал биме­таллический предохранитель - Устранить короткое замыкание в цепи, при­вести предохранители в рабочее состояние
  3. Отсутствует контакт в штекерных соединениях - Восстановить контакт
  4. Поломка переключателя - Устранить неисправность или заменить пере­ключатель
  • Лампа горит тускло
  1. Окислены или загрязнены контактные соеди­нения - Зачистить контакты или заменить окислив­шиеся штекеры
  2. Затемнены колбы лампы из-за испарения ме­талла нити накала - Заменить лампу
  3. Разряжены аккумуляторные батареи - Зарядить аккумуляторные батареи
  4. Повышенное падение напряжения в цепи пита­ния лампы - Проверить падение напряжения. Устранить причины повышенного падения на­пряжения
  • Мигает свет в лампе
  1. Периодическая потеря контакта - Восстановить контакт
  2. Контрольно-измерительные приборы. При включении электроснабжения стрелка прибора не изменяет своего положения
  3. Неисправен предохранитель - Заменить предохранитель
  4. Обрыв в цепи электропитания - Восстановить цепь
  • Отклонение стрелки влево от нуля
  1. Обрыв провода от указателя к датчикам дав­ления масла или температуры охлаждающей жидкости - Восстановить цепь
  2. Неправильно подключены провода к выводам «Б» и «Д» указателей давления масла и темпе­ратуры охлаждающей жидкости - Подсоединить провода в соответствии со схе­мой
  3. Замыкание провода или датчика уровня топ­лива на массу автомобиля - Устранить замыкание
  • Отклонение стрелки вправо от крайней отметки
  1. Короткое замыкание провода или отсутствует контакт корпуса указателя давления масла или температуры охлаждающей жидкости с массой автомобиля - Устранить замыкание; восстановить контакт
  2. Обрыв провода от указателя к датчику указа­теля уровня топлива или отсутствует контакт датчика с массой автомобиля - Восстановить цепь; восстановить контакт
  3. Неправильно подключены провода к выводам «Б» и «Д» указателя уровня топлива - Подсоединить провода в соответствии со схе­мой
  • Резкие колебания стрелки
  1. Периодическое нарушение контакта указате­лей и датчиков с массой автомобиля - Восстановить контакт
  2. Нарушен контакт в штекерных соединениях - Обеспечить плотность и чистоту штекерных соединений
  • Не работает скоростной и счетный узлы спидометра
  1. Нарушены контактные соединения в цепях электропитания - Восстановить контакт
  2. Отсутствует масса на приемнике или контакт с панелью приборов - Проверить и обеспечить контакт с массой
  • Внезапно прекратили работу скоростной и счетный узлы спидометра
  1. Срабатывает предохранитель - Найти  причину,   вызвавшую  срабатывание. Устранить неисправность
  2. Обрыв провода электропитания - Устранить неисправность
  • Колебания стрелки указателя спидометра на малой частоте вращения, стрелка не отклоняется

Обрыв фазного провода внутри указателя - Заменить указатель