Электрофакельное устройство автомобиля КамАЗ

Назначение, устройство и действие ЭФУ

Устройство предназначено для облегчения пуска холодного двигателя при температуре воздуха до —25 °С, быстрого выхода двигателя на нормальный температурный режим и уменьшения дымления, возникающего у непрогретого двигателя.

Свечи накаливания ЭФУ ввернуты в резьбовые отверстия впускных коллекторов. Электромагнитный клапан ЭФУ установлен на двигатель, термореле на панели кабины с внутренней стороны.

РиРеле включения ЭФУ расположено на панели с. 1

Реле включения ЭФУ расположено на панели передней части кабины с правой стороны по ходу движения автомобиля (см. рис. 1).

Реле включения нагревателя и контактор включения ЭФУ — в кабине за панелью предохранителей.

Рсвеча эфу автомобиля КамАЗис. 2

При пуске двигателя топливоподкачивающий насос подает топливо через фильтр тонкой очистки к свечам. Перепускной клапан ТНВД и клапан-жиклер фильтра тонкой очистки топлива закрыты, и топливо под давлением поступает на свечи ЭФУ с минимальной задержкой от момента открытия электромагнитного клапана. При давлении больше 25…45 кПа (0,25…0,45 кгс/см2) клапан-жиклер открывается, поддерживая оптимальное давление перед жиклером свечи ЭФУ для  устойчивого горения факела.

Функциональная схема пуска двигателя автомобилей семейства КамАЗ

рис. 3

Электрическая схема системы ЭФУ состоит из кнопки включения, реле включения свечей, термореле, электромагнитного топливного клапана, двух штифтовых свечей, контрольной лампы.

Электрофакельное устройство работает следующим образом: при включении кнопки свечей напряжение от аккумуляторных батарей через амперметр, реле и термореле подается на ЭФУ, штифтовые свечи. При этом происходит их разогрев. Одновременно с разогревом свечей нагревается и срабатывает термореле, включая электромагнитный топливный клапан и контрольную лампу блока. При этом клапан открывает доступ к свечам, а загорание контрольной лампы указывает на готовность устройства к пуску двигателя. Кроме того, при включении кнопки свечей напряжение подается на реле, которое разрывает цепь обмотки возбуждения генератора, что необходимо для защиты свечей от напряжения, вырабатываемого генератором, когда выход двигателя на устойчивый режим сопровождается работой ЭФУ.

Ток, потребляемый электрофакельным устройством, не превышает 24 А. Такое значение потребляемого тока, не оказывает отрицательного влияния на последующий стартерный разряд аккумуляторных батарей. Сопротивление спирали термореле выбрано таким образом, чтобы на выводах свечей обеспечивалось напряжение 19 В (номинальное напряжение свечей). При пуске двигателя термореле шунтируется, т.е. на выводы свечей подается напряжение в обход спирали термореле, так как при проворачивании коленчатого вала двигателя стартером напряжение на выводах батарей снижается.

На рисунке 3 представлена функциональная схема пуска двигателя автомобилей семейства КамАЗ.

ПРОВЕРКА РАБОТОСПОСОБНОСТИ ЭФУ

Кнопку включения ЭФУ проверяют с помощью контрольной лампы

рис. 4

Работу ЭФУ следует проверять при исправных и заряженных аккумуляторных батареях в следующем порядке:

- проверить исправность сигнализатора ЭФУ на панели приборов в кабине (нажатием кнопки контроля);

- включить ЭФУ и определить время момента включения ЭФУ до загорания сигнализатора. Для первого включения ЭФУ оно должно составлять при температуре воздуха выше нуля 50-70 с., а при температуре ниже нуля — 70-110 с. При повторном включении ЭФУ время загорания сигнализатора сокращается, поэтому для получения достоверного значения необходимо дать остыть термореле до температуры окружающего воздуха:

- проверить наличие пламени факела во впускных коллекторах.

Для проверки факела необходимо:

- вывернуть свечи из коллекторов, подсоединить к ним топливные трубки и электропровода;

- обеспечить надежное соединение корпусов свечей с массой и убедиться, что вывод изолирован от массы;

- включить ЭФУ, и после загорания сигнализатора с помощью стартера провернуть коленчатый вал. Если нет пламени, то заменить неисправную свечу.

Для проверки термореле ЭФУ собираем схему

рис. 5

Работоспособность реле 4 включения ЭФУ определите в следующем порядке:

— отсоедините любой провод от вывода «К» дополнительного реле стартера;

— нажмите кнопку включения ЭФУ и два-три раза не более чем на 1с, поверните ключ выключателя приборов и стартера в положение II (крайнее правое положение). При исправном реле должны прослушиваться характерные щелчки;

— выключите ЭФУ и подсоедините провод к выводу «К».

Работоспособность реле отключения ОВГ определите так:

— нажмите кнопку ЭФУ и пустите двигатель стартером. Стрелка амперметра при изменении частоты вращения двигателя во всем диапазоне должна показать разрядный ток около 30 А. Остановите двигатель и только после этого отпустите кнопку ЭФУ;

— вновь пустите двигатель и убедитесь, что генератор дает заряд.