Вентилятор осевого типа, пятилопастный, создает дополнительный поток воздуха через сердцевину радиатора систе­мы охлаждения

Он закреплен на ступи­це 15 ведомого вала гидромуф­ты и размещен в кожухе

При вращении вентилятора кожух формирует поток воз­духа, направленный через сердцевину ра­диатора, и тем самым повышает эффектив­ность охлаждения.

Гидромуфта привода вентилятора: 1 - шкив привода вентилятора; 2 - ступица вентилятора; 3 - втулка манжеты ведомого диска; 4 - манжета ведомого диска; 5, 8 - подшипники вала шкива; 6 - вал шкива; 7 - манжета вала шкива; 9 - маслоотражатель; 10 - ведущее колесо; 11 - заглушка; 12 - трубка подвода масла; 13 - корпус подшипника; 14 - ведущее колесо; 15 - подшипник ведущего колеса; 16 - вал привода гидромуфты; 17 - ведущий вал с кожухом; 18 - ведомый вал гидромуфты; 19 - задний подшипник ведомого вала; 20 - передняя крышка блока

Привод вентилятора гидравлический, он состоит из гидромуфты и выключателя режима ее работы.

Гидромуфта привода вентилятора обеспечивает передачу крутя­щего момента от коленчатого вала двига­теля к вентилятору и снижение динамиче­ских нагрузок, возникающих при резком изменении частоты вращения коленчатого вала.

Выключатель обеспечивает автома­тическое включение или выключение вен­тилятора.

Гидромуфта устанавливается в пе­редней части двигателя соосно с коленча­тым валом в полости, образованной перед­ней крышкой блока и корпу­сом подшипника.

Ведущий вал в сборе с кожухом, ведущее колесо, вал шкива и шкив генератора, соединенные болтами и вращающиеся в шарикоподшип­никах, составляют ведущую часть гид­ромуфты.

Она приводится во вращение от коленчатого вала двигателя посредством шлицевого вала.

Ведомое колесо в сбо­ре с валом и закрепленной на нем сту­пицей вентилятора, вращающиеся в ша­рикоподшипниках, составляют ведо­мую часть гидромуфты.

Гидромуфта уплот­нена резиновыми манжетами. На внутренних тороидальных поверх­ностях ведущего и ведомого колес имеются радиальные лопатки, отлитые вместе с ко­лесами.

На ведущем колесе их 33, на ведо­мом — 32.

Межлопаточное пространство колес образует рабочую полость гидро­муфты.

Передача крутящего момента с ведуще­го колеса гидромуфты на ведомое коле­со происходит при заполнении рабочей полости маслом.

При работающем двигате­ле масло, поступающее из нагнетающей секции масляного насоса через канал вы­ключателя, попадает на лопатки вращаю­щегося ведущего колеса, увлекается им, приобретая при этом кинетическую энер­гию.

В полости колес устанавливается внутренняя циркуляция масла (показано стрелками).

Частицы масла, ударяясь о ло­патки ведомого колеса, отдают ему энер­гию, обеспечивая вращение ведомых дета­лей и вентилятора.

Частота вращения ве­домого колеса зависит от количества мас­ла, поступающего в полость гидромуфты.

Резкое изменение частоты вращения ко­ленчатого вала двигателя сопровождается проскальзыванием ведущего колеса гидромуфты относительно ведомого, что снижа­ет динамические нагрузки в приводе.

Выключатель гидромуфты: 1 - рычаг; 2 - крышка; 3, 9 - шарики; 4 - пробка; 5 - корпус; 6 - клапан; 7 - термосиловой датчик; 8, 10 - уплотнительные кольца; 11 - пружина

Выключатель (рис.2. ), который управляет работой гидромуфты привода вентилятора, установлен в передней части двигателя на патрубке так, что его термо­силовой датчик 7 находится в потоке жид­кости, подаваемой от насоса к правому ря­ду цилиндров.

Выключатель имеет три фиксированных положения, определяющих режим работы вентилятора.

Схема работы выключателя гидромуфты: А - автоматический режим; П - постоянный режим; 0 - гидромуфта отключена; I - подача масла из смазочной системы двигателя; II - в гидромуфту

Автоматический режим — рычаг уста­новлен в положение А.

В случае повышения температуры охлаждающей жидкости, омывающей термосиловой дат­чик, активная масса, нахо­дящаяся в его баллоне, начинает плавить­ся и, увеличиваясь в объеме, перемещает шток датчика и шарик 9.

При температуре жидкости 85-90°С шарик 9 открывает масляный канал в корпусе 5.

Масло из главной магистрали двигателя по каналам в корпусе выключателя, блоке и его перед­ней крышке, трубке и кана­лам в ведущем валу поступает в рабочую полость гидромуфты; при этом крутящий момент от коленчатого вала передается крыльчатке вентилятора.

При температуре охлаждающей жид­кости ниже 85°С шарик под действием воз­вратной пружины перекрывает масляный канал в корпусе и подача масла в гидро­муфту прекращается. При этом находя­щееся в гидромуфте масло через отверстие в кожухе сливается в картер двигателя и вентилятор отключается.

Вентилятор отключен — рычаг уста­новлен в положение О (рис.3), Масло в гидромуфту не подается.

Крыльчатка может вращаться с небольшой частотой под действием сил трения, возникающих при вращении в подшипниках и манжетах гидромуфты.

Вентилятор включен постоянно — рычаг установлен в положение П.

В гидро­муфту постоянно подается масло независи­мо от температуры охлаждающей жидкос­ти, вентилятор вращается постоянно с час­тотой, приблизительно равной частоте вра­щения коленчатого вала.

Основной режим работы гидромуфты — автоматический.

При отказе выключателя гидромуфты в автоматическом режиме (характеризуется перегревом двигателя) ее следует включить на постоянный режим (установить рычаг выключателя в поло­жение А) и при первой возможности устра­нить неисправность выключателя