Устанавливаем блок цилиндров на стенд для сборки двигателя

Собираем и подготавливаем поршневую группу

Подготавливаем коленчатый вал для сборки.

Для начала нужно уложить коленчатый вал.

Сборка блока цилиндров дизеля КамАЗ

Для этого откручиваем боковые болты крепления бугелей (крышек коренных подшипников) (рис. 1).

Сборка блока цилиндров дизеля КамАЗ

Откручиваем нижние болты крепления бугелей (крышек коренных подшипников) (рис. 2).

Сборка блока цилиндров дизеля КамАЗ

Вынимаем бугеля и укладываем их по порядку (рис. 3).

Протираем посадочные места коренных подшипников.

Сборка блока цилиндров дизеля КамАЗ

Укладываем верхние коренные вкладыши с проточкой посередине (рис. 4).

Сборка блока цилиндров дизеля КамАЗ

Смазываем моторным маслом и устанавливаем толкатели в гнезда блока (рис. 5).

Сборка блока цилиндров дизеля КамАЗ

Смазываем тонким слоем моторного масла верхние коренные вкладыши (рис. 6).

Укладываем коленчатый вал в блок цилиндров.

Сборка блока цилиндров дизеля КамАЗ

Коленчатый вал нужно укладывать так, чтобы противовес первого цилиндра смотрел вниз относительно поддона двигателя (тогда он лучше садится на место) (рис. 7).

Сборка блока цилиндров дизеля КамАЗ

Вставляем нижние коренные вкладыши в бугеля (крышки коренных подшипников), смазываем вкладыши и устанавливаем бугеля, чтобы замки вкладышей совпадали (рис. 8).

Наживляем нижние болты бугелей.

Установка сталеалюминиевых полуколец

В проточки задней коренной опоры вставляем сталеалюминиевые полукольца так, чтобы сторона с канавками прилегала к упорным торцам вала, а ус входил в паз на крышке заднего коренного подшипника.

Предварительно затягиваем болты коренных подшипников моментом 94,2÷117,7 Нм (9,6÷12кгс.м).

Сборка блока цилиндров дизеля КамАЗ

Затяжку начинаем со среднего коренного подшипника (рис. 10), в порядке 3-4-5-2-1.

Окончательно затягиваем болты крышек коренных подшипников моментом 206÷230,5 Нм (21÷23,5).

Вворачиваем и затягиваем стяжные болты М12 блока, обеспечив момент затяжки 80,4÷90,2 Нм (8,2÷9,2 кгс.м).

При затяжке динамометрическим ключом сопротивление должно нарастать плавно, без рывков. Момент отсчитывайте при движении ключа.

По окончании затяжки коленчатый вал должен свободно проворачиваться от усилия руки, приложенного к установочным штифтам маховика, осевой зазор в упорном подшипнике должен быть не менее 0,05 мм.

Для удобства установки поршневой группы, поворачиваем блок на стенде в вертикальное положение.

Установку начинаем с восьмого цилиндра.

Как уложить коленчатый вал и поршневую группу двигателя Камаз

Вставляем верхний вкладыш шатуна, смазываем его тонким слоем моторного масла (рис. 11), и смазываем тонким слоем моторного масла цилиндр.

Установка поршня с шатуном в блок цилиндров: 1 - блок цилиндров; 2 - приспособление для установки поршневой группы; 3 - поршень с кольцами

С помощью приспособления для установки поршневой группы вставляем шатун с поршнем в блок цилиндров, обеспечив разное расположение замков колец, чтобы замки не совпадали на одной оси с поршневым пальцем.

Деревянной стороной молотка аккуратно подбиваем поршень, следя за правильным положением болтов и вкладыша шатуна.

Как уложить коленчатый вал и поршневую группу двигателя Камаз

Вставляем вкладыш в крышку шатуна, смазываем шатун и устанавливаем его таким образом, чтобы замки вкладышей совпадали (рис. 13). Наживляем гайки крепления крышки шатуна.

Момент затяжки болтов крышек шатуна с резьбой М12 до удлинения на 0,25÷0,27 мм.

Болтов усиленной конструкции с резьбой М13 – 117,7÷127,4 Нм (12÷13 кгс.м).

После этого вставляем шатун с поршнем в четвертый цилиндр.

Прокручиваем коленчатый вал и вставляем поршень с шатуном в 7 и 3 цилиндр.

Как уложить коленчатый вал и поршневую группу двигателя Камаз

Таким же образом вставляем остальные поршня с шатунами и затягиваем динамометрическим ключом (рис. 14), моментом указанным выше.

Проворачиваем коленчатый вал несколько раз.