Конструкция и неисправности заднего моста ГАЗ-53, ГАЗ-66

Подробнее: Конструкция и неисправности заднего моста ГАЗ-53, ГАЗ-66Устройство заднего моста автомобилей ГАЗ-53А и ГАЗ-66 показано на рис. 1 и 2.Подробнее: Конструкция и неисправности заднего моста ГАЗ-53, ГАЗ-66

Для повышения долговечности в мосты устанавливают главную передачу гипоидного типа. Ведущая шестерня относительно ведомой смещена вниз на 32 мм. Для предотвращения больших деформаций ведомой шестерни главная передача снабжена регулируемым упором. Главная передача и дифференциал смонтированы в отдельный картер редуктора, который свободно вставляют в отверстие картера моста и закрепляют болтами.

Редукторы задних мостов автомобилей ГАЗ-53А и ГАЗ-66 отличаются только конструкцией дифференциала. На автомобиле ГАЗ-53А применяется обычный конический дифференциал с четырьмя сателлитами, а на автомобиле ГАЗ-66 для повышения проходимости устанавливают самоблокирующийся кулачковый дифференциал, устройство которого показано на рис. 63. В сепараторе 28 имеются расположенные в два ряда в шахматном порядке 24 радиальных отверстия, в которые установлены сухари 25. Между рядами отверстий под сухари на наружной и внутренней поверхности сепаратора поставлены стопорные кольца, которые предотвращают проворачивание сухарей вокруг своих осей, а также удерживают их от выпадения из сепаратора при сборке дифференциала. Наружная звездочка 27 свободно установлена в отверстие чашки 22, а внутренняя 30 в отверстиях сепаратор а и наружной звездочки.

Картер заднего моста автомобилей ГАЗ-53А и ГАЗ-66 состоит из двух штампованных половинок, сваренных по горизонтальной оси моста. Такая конструкция обеспечивает простоту монтажа и демонтажа узла. Цапфы колес на концах картера автомобиля ГАЗ-53 приварены встык, а на картере автомобиля ГАЗ-66 их крепят к картеру при помощи шпилек.

Конструкция и ремонт карданной передачи ГАЗ-66, ГАЗ-53

Подробнее: Конструкция и ремонт карданной передачи ГАЗ-66, ГАЗ-53Карданная передача (рис. 1) автомобиля ГАЗ-53А состоит из двух валов: промежуточного 13 и основного 10.

Промежуточный карданный вал представляет собой тонкостенную трубу (внутренний диаметр 71 мм, толщина стенки 2,1 мм), с переднего конца которой расположен кардан, заканчивающийся фланцем, а  заднего — шлицевая втулка. Крепят про межуточный вал на автомобиле болтами спереди фланцем кардана к фланцу ведомого вала коробки передач, сзади — кронштейном промежуточной опоры к поперечной балке рамы, Задний конец промежуточного вала вращается в шариковом подшипнике 12 (ГПЗ-114), помещенном в эластичной резиновой подушке, воспринимающей вибрационные нагрузки от карданной передачи.

Разборка коробки передач автомобилей ГАЗ-66, ГАЗ-66-02, ГАЗ-53

Подробнее: Разборка коробки передач автомобилей ГАЗ-66, ГАЗ-66-02, ГАЗ-53.Коробка передач (рис. 1) имеет четыре передачи вперед и одну назад.

В коробке передач применены шестерни постоянного зацепления на второй, третьей и четвертой передачах. На третьей и четвертой передачах установлен синхронизатор инерционного типа, состоящий из скользящей муфты, ступицы. двух блокирующих колее и трех сухариков, прижатых к муфте двумя пружинными кольцами. Для увеличения жесткости и повышения точности установки зубчатых венцов промежуточный вал выполнен неразъемным в виде блока четырех шестерен. Кроме того, для получения плавного зацепления и бесшумной работы коробки передач шестерни постоянного зацепления выполнены с косыми зубьями.

Коробки передач автомобилей ГАЗ-66 и ГАЗ-66-02 отличаются от коробки передач автомобиля ГАЗ-53А устройством задней крышки (отсутствуют шестерни привода спидометра, которые установлены в раздаточной коробке). Кроме того, картер коробки передач автомобиля ГАЗ-66-02 имеет более точный допуск на размер от оси блока шестерен промежуточного вала до привалочной плоскости люка, на который устанавливают коробку отбора мощности.

Сборка коробки передач ГАЗ-66, ГАЗ-53

 Подробнее: Сборка коробки передач ГАЗ-66, ГАЗ-53Перед сборкой все детали коробки передач смазать для предотвращения задиров в начальный период работы. Резьбовую часть болтов перед постановкой смазать краской. Прокладки и сальники при сборке устанавливают только новые.

Собирают коробку передач в последовательности, обратной разборке. При этом необходимо учесть следующее.

Ведущий вал и шестерню третьей передачи подсобрать с блокирующими кольцами синхронизатора. При сборке должны быть обеспечены:

- площадь прилегания кольца к валу не менее 70% поверхности конуса ведущего вала;

- зазор между торцами прямозубого венца ведущего вала и блокирующего кольца в пределах 0,8— 1,25 мм;

- при необходимости притереть конусные поверхности вала и кольца; гайку крепления шарикового подшипника ведущего вала затянуть (момент 30 кГм) и закернить над пазом вала (рис. 1).

Подобрать по шлицам ведомого вала скользящую шестерню первой передачи и заднего хода. Подбор должен обеспечить отсутствие ощутимого углового люфта при свободном скольжении шестерни по шлицам вала. Угловой люфт на шлицах должен быть не более 0,I8мм при проверке на радиусе начальной окружности шестерни.

Осевой люфт шестерни первой передачи и заднего хода на валу при подборе должен быть не более 0,05 мм при замере на радиусе 75 мм. После подбора расположение шлиц сопряженных деталей замаркировать краской.

Проверка, разборка и сборка раздаточной коробки ГАЗ-66

Подробнее: Проверка, разборка и сборка раздаточной коробки ГАЗ-66Раздаточная коробка (рис. 1) имеет две передачи: прямую и понижающую.

С целью уменьшения объема работ в эксплуатации в раздаточной коробке применены шариковые подшипники, которые не требуют регулировок.

Раздаточной коробкой управляют двумя рычагами. Левый рычаг служит для включения переднего моста и имеет два положения: переднее —  мост включен и заднее — мост выключен. Правый рычаг служит для переключения передач в раздаточной коробке и имеет три положения: переднее — включена прямая передача; нейтральное (среднее) положение и заднее — включена понижающая передача. Механизм переключения передач раздаточной коробки снабжен блокирующим устройством, исключающим возможность включения низшей передачи при выключенном переднем мосте, а также выключения переднего моста при включенной низшей передаче. Блокирующее устройство предохраняет детали карданной передачи и заднего моста от перегрузки.