Сборка двигателя автомобиля ГАЗ-66, ГАЗ-53

Для сборки двигателя, так же как и для его разборки, блок цилиндров двигателя в сборе с картером сцепления закрепляют на стенде (см. рис. 1).

Все детали двигателя перед сборкой подбирают по размерам, тщательно промывают, продувают сжатым воздухом и протирают чистыми салфетками. Все резьбовые соединения (шпильки, пробки, штуцера и т. д.), если они вывертывались при разборке или были заменены, необходимо ставить на сурике или свинцовых белилах, разведенных натуральной олифой.

Поворотный стенд для разборки и сборки двигателяНеразъемные соединения (заглушки блока и головок цилиндров) ставят на нитролаке.

К постановке на ремонтируемый двигатель не допускаются:

- шплинты и шплинтовочная проволока, бывшие в употреблении;

- пружинные шайбы, потерявшие упругость;

- болты и шпильки с вытянувшейся резьбой;

- гайки и болты с изношенными гранями;

- детали, имеющие на резьбе более двух забоин или вмятин или сорванные нитки резьбы;

- поврежденные прокладки.

Собирают двигатель в порядке, обратном разборке.

Подготовку деталей для сборки двигателя можно посмотреть в статье - " Подготовка деталей для сборки"

Ниже приводятся отдельные рекомендации и дополнительные требования по сборке двигателя.

При замене гильз цилиндров перед установкой гильзу подбирают по гнезду в блоке цилиндров.

Гильзы подбирают при помощи точной металлической линейки и набора щупов следующим образом:

- гильза, установленная на свое место в блоке цилиндров без уплотнительных прокладок, должна утопать относительно привалочной поверхности блока цилиндров.

Определение положения гильзы в гнезде блока цилиндровРис. 2

Линейку устанавливают на привалочную поверхность, а щуп вводят в зазор между линейкой и торцом гильзы (рис. 2).

Толщину прокладки выбирают таким образом, чтобы после установки гильзы с прокладкой было обеспечено возвышение ее над поверхностью блока цилиндров в пределах 0,02—0,09 мм.

Уплотнительные прокладки выпускают различной толщины:

0,3; 0,2; 0,15 и 0,1 мм. В зависимости от зазора на гильзу цилиндра надевают ту или иную прокладку, иногда необходимую величину получают набором прокладок различной толщины.

Сборка двигателя ЗМЗ-53Рис. 3

После установки в блок цилиндров гильзы закрепляют втулками-зажимами (см. рис. 3).

В качестве заднего сальника на двигателях применяют асбестовый шнур, пропитанный масляно-графитовой смесью. В гнезда блока цилиндров и сальникодержателя укладывают шнур длиной 140 мм. При помощи приспособления шнур опрессовывают в своих гнездах легкими ударами молотка, как указано на рис. 4. Не снимая приспособления, подрезают концы шнура заподлицо с плоскостью разъема сальникодержателя. Срез должен быть ровным, разлохмачивание концов и неровный срез не допускаются.

Укладка заднего сальника коленчатого вала в сальникодержательПри сборке коленчатого вала с маховиком и сцеплением соблюдают следующие требования.

Гайки крепления маховика затягивают, обеспечивая момент 7,6—8,3 кГм.

При сборке сцепления ведомый диск устанавливают демпфером к нажимному диску и центрируют по подшипнику коленчатого вала (в качестве оправки может быть использован ведущий вал коробки передач).

Метки «О», выбитые на кожухе нажимного диска и маховика около одного из отверстий для болтов крепления кожуха, необходимо совместить.

Коленчатый вал в сборе с маховиком и сцеплением должны быть динамически сбалансированы. Допустимый дисбаланс 70 Гсм.

При балансировке снимают лишнюю массу с тяжелой стороны высверливанием металла маховика на расстоянии 6 мм от зубчатого венца сверлом диаметром 8 мм на глубину не более 10 мм.

Если дисбаланс собранного вала превышает 180 Гсм, вал разбирают и балансируют каждую деталь отдельно. Дисбаланс маховика не должен превышать 35 Гсм; дисбаланс нажимного диска в сборе с кожухом — 36 Гсм; Дисбаланс ведомого диска— 18 Гсм. По сборке коленчатого вала смотрим статью "Сборка коленчатого вала с маховиком и сцеплением и установка его в блок цилиндров"

Крышки коренных подшипников устанавливают так, чтобы фиксирующие выступы вкладышей находились с одной стороны, а номера или метки, выбитые на крышках, соответствовали номерам постелей. При установке передней крышки необходимо следить, чтобы фиксирующий усик задней шайбы упорного подшипника вошел в паз крышки, и чтобы не образовывалось ступеньки между торцом крышки и торцом блока цилиндров.

Гайки крепления крышек коренных подшипников затянуть (момент 11—12 кГм). После затяжки и шплинтовки гаек крышек коренных подшипников коленчатый вал должен легко вращаться от небольших усилий.

Напрессовка шестерни коленчатого валаРис. 5

После напрессовки шестерни коленчатого вала (рис. 5) при помощи съемника и упорной втулки проверить осевой зазор коленчатого вала, для чего отжать коленчатый вал к заднему концу двигателя и при помощи щупа определить зазор между торцом задней шайбы упорного подшипника и торцом передней коренной шейки коленчатого вала (рис. 6). Зазор должен быть в пределах 0,075 — 0,175 мм.

При сборке деталей шатунно-поршневой группы необходимо соблюдать следующие требования.

Проверка осевого зазораПоршневые пальцы подбирают к шатунам так, чтобы при комнатной температуре (+180 С) слегка смазанный палец плавно перемещался в отверстии шатуна под легким усилием большого пальца руки.

Перед сборкой поршни нагревают в горячей воде до +700 С.

Запрессовка пальца в холодный поршень не допускается, так как это может привести к порче поверхностей отверстий бобышек поршня, а также к деформации самого поршня.

Соединение шатуна с поршнемШатуны и поршни при сборе ориентируют следующим образом: для поршней первого, второго, третьего и четвертого цилиндров надпись на поршне «перед» и номер, выштампованный на стержне шатуна, должны быть направлены в противоположные стороны, а для поршней пятого, шестого, седьмого и восьмого цилиндров — в одну сторону (рис. 7).

Стопорные кольца поршневого пальца устанавливают в канавки бобышек поршня так, чтобы отгиб усика был направлен наружу.

Поршневые кольца подбирают по гильзам, в которых они будут работать. Зазор, замеренный в стыке кольца, уложенного в гильзу, должен быть в пределах 0,3—0,5 мм для компрессионных и маслосъемных колец. В верхнюю поршневую канавку устанавливают хромированное, а во вторую — луженое компрессионное кольцо выточкой на внутренней стороне к днищу.

Перед установкой в гильзы цилиндров стыки поршневых колец расположить под углом в 120° друг к другу, а на шатунные болты следует надеть защитные латунные колпачки, чтобы избежать случайной порчи поверхности шатунных шеек.

При установке поршней в гильзы цилиндров следить за тем, чтобы надпись на поршне «перед» была направлена к переднему торцу блока цилиндров. Гайки болтов шатуна затянуть (момент 6,8 — 7,5 кгм) и законтрить.

Напрессовка шестерни на распределительный валПосле запрессовки шестерни на распределительный вал (рис. 8) проверить щупом осевой зазор между упорным фланцем и торцом шестерни распределительного вала. Зазор должен быть в пределах 0,08 — 0,2 мм.

Сборка двигателя ЗМЗ-53Рис. 9

При зацеплении шестерен газораспределения зуб шестерни коленчатого вала с меткой «О» должен войти во впадину зубьев шестерни распределительного вала, отмеченную риской. Шестерни заменять комплектно, так как их подбирают на заводе по боковому зазору и по шуму при работе. Боковой зазор в зацеплении должен быть в пределах 0,03—0,08 мм.

Чтобы не ошибиться при сборке и установке шестерен нужно учитывать, что метка на шестерне коленчатого вала находится на 12-том зубе, считая от зуба напротив прорези под шпонку против часовой стрелки (рисунок 11).

Установка меток ВМТРис. 11

При установке на блок цилиндров крышку распределительных шестерен сцентрировать по переднему концу коленчатого вала при помощи конусной оправки для предохранения переднего сальника коленчатого вала от работы одной стороной.

Надеть на передний конец коленчатого вала конусную справку и прижать ею крышку распределительных шестерен к блоку цилиндров при помощи храповика, после этого затянуть гайки крепления крышки.

Уплотнительную прокладку трубки маслоприемника следует уложить в гнездо в блоке цилиндров, а не надевать на трубку.

Перед установкой на двигатель масляный насос заполняют маслом.

При сборке головки цилиндров стержни новых клапанов обмазывают смесью, состоящей из семи частей коллоидно-графитового препарата и трех частей авиационного масла.

Оси коромысел собирают таким образом, чтобы отверстия под шпильки крепления в оси и стойках были смещены в противоположную сторону от регулировочных болтов коромысел.

Гайки крепления впускного трубопровода затягивают с умеренным усилием, так как резиновые прокладки не могут ограничить затяжки до упора и при перетяжке гаек возможно раздавливание резиновых прокладок.

Установка привода прерывателя-распределителяПривод прерывателя-распределителя необходимо устанавливать в такой последовательности.

Установить поршень 1-го цилиндра в положение верхней мертвой точки (в.м.т.) в такте сжатия.

Вставить привод прерывателя-распределителя в отверстие в блоке цилиндров так, чтобы прорезь в валике привода была направлена вдоль оси двигателя и смещена влево, считая по ходу автомобиля.

Закрепить корпус привода держателем и гайкой так, чтобы кронштейн с резьбовым отверстием для крепления прерывателя-распределителя был направлен назад, и повернут на угол 23˚ влево от продольной оси двигателя, как показано на рис. 10.

Перед установкой прерывателя-распределителя на двигатель следует проверять зазор в контактах прерывателя и, если необходимо, отрегулировать его. Зазор в контактах должен быть в пределах 0,З—0,4 мм.

Гайками октан-корректора повернуть корпус прерывателя-распределителя так, чтобы стрелка установилась на нулевое деление шкалы.

Повернуть ротор распределителя так, чтобы он был обращен в сторону клеммы первого цилиндра. Клемма первого цилиндра на крышке распределителя зажигания отмечена цифрой «1».

Надеть крышку распределителя с проводами и присоединить последние к свечам зажигания в порядке работы цилиндров двигателя (1-5-4-2-6-3-7-8). Порядок зажигания отлит на впускном трубопроводе двигателя.

Комментарии   

марат
0 # марат 11.06.2016 05:10
авто газ 66. досталась от военных. год выпуска не знаю. но старая , хотя мотор да и вся ходовая фондовые ( заводские). шейки колен вала -коренные - увеличенные - не смог подобрать вкладыши ( 0.05) для замены. с самого начала эксплуатации авто мной -заводил его чуть (на глазок) поздним , а ездил чуть ранним двигая трамблер , благо он в кабине.. авто использовалось сезонно и на это не очень обращал внимание.но вот решил поменять шестерню на распред вале ( болт крепления б/ насоса оказавшись подлинше попортил его) и обнаружил что метки на шестернях установлены на такт сжатия 6 го цилиндра. как быть ? оставить все как есть или попробовать по манулу? и заодно может может шестерню на зуб перекинуть (в какую сторону?) чтоб потом в кабине не мучиться.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
Сергей
0 # Сергей 11.06.2016 08:13
Все желательно делать по мануалу. На шестерне коленвала метка "0" а на шестерне распредвала метка "|" должны совпасть. Если вы говорите:-"метки на шестернях установлены на такт сжатия 6 го цилиндра." значит вы смотрели по бегунку на трамблере, и сам привод стоит не правильно. Нужно вынуть привод трамблера, еще повернуть коленвал на оборот и вставить привод. Тогда он будет бить на первый цилиндр (два оборота коленчатого вала дают один оборот распредвала). А шестерню перекидывать на зуб нельзя.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
марат
0 # марат 11.06.2016 09:31
если, я ,поверну коленвал на один оборот, как вы советуете, то метки на шестернях не совпадут. Блин я сейчас клапана отрегулировал бы заново под метки по манулу , но вопрос как она ездила до сих пор?!
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
Сергей
-1 # Сергей 11.06.2016 12:00
Короче вам надо поставить шестерни по меткам и привод трамблера поставить так чтобы бегунок бил на первый цилиндр, чтобы не было путаницы. А ездила она правильно как положено. Просто зажигание было выставлено по шестому цилиндру. Вот допустим на жигулях некоторые по неопытности выставляют зажигание не по первому цилиндру а по 4-му. Так же точно если бы они повернули на один оборот коленчатый вал, предварительно вынув привод трамблера а затем его установив то выставили бы правильно по первому цилиндру. И когда они выставляют по четвертому цилиндру трамблер, то высоковольтные провода меняют местами крест накрест. Т-есть порядок зажигания остается тот же самый 1-3-4-2.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
марат
0 # марат 11.06.2016 18:56
сделаю как советуете . только не сейчас. т.е. пору дней надо. дела. отпишусь . спасибо.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
марат
0 # марат 24.06.2016 12:01
пробовал выставить метки по манулу- клапана 1 го цилиндра зажаты оказались, по новому отрегулировал клапана всех цилиндров, не получается. дошел до 6 го а на первом в этот момент зазор клапанов увеличился! в разы! и так на всех цилиндрах, и наоборот перехожу на 1 ый 6 ой клацает. что получается ?- шестерня распредвала не своя? развернут на 180 гр.? обычно при затруднениях на других авто и зажигание и клапана выставлял по кулачкам распредвалов, а здесь кулачки спрятаны в блоке , не определишь который как повернут.пойду искать блок с распредвалом, может где ,у кого завалялась, хотя вряд-ли...
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
Сергей
-1 # Сергей 24.06.2016 15:41
Посмотрите статью по регулировке зазоров http://autoruk.ru/gaz-66/dvigatel-gaz-66/kak-otregulirovat-klapana-dvigatelia-gaz-66-gaz-53Может вы неправильно, что то делаете
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
алексей
0 # алексей 24.08.2016 10:50
Привет! обнаружил тоже самое но не стал разбирать распредвал и шпонки , чтобы понять в чем причина
получается что кулачки и метка шестерни смещены на 180 град. считай 6 цилиндр первым и не заморачивайся
про один зуб прочитал, что если ст сжатия 7.6 то на 3, если ст сжатия 6.7 то на 0 а может и наоборот непонятно. у меня на выхлопе (без коллекторов) пламя как из паяльной лампы буду пробовать смещять на зуб
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
Аман
+1 # Аман 09.09.2016 20:28
Здравствуйте! Подскажите пожалуйста почему закидывает свечи на 53 даже после капремонта двигателя? Причины? Заранее спасибо!
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
Сергей
0 # Сергей 04.12.2016 12:57
Может маслом закидывает с воздушного фильтра, если установлен фильтр масляного типа с активной маслованной, может масло засасывать с вентиляции картера, как правило там устанавливается маслоотделитель. Остальное зависит во многом от сборки двигателя и правильной обкатки
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
Александр
0 # Александр 01.11.2016 16:07
Подскажите...Хочу в Газ 66 установить КВ и поршня от Паза.Купил КВ,продаван говорил,что КВ не ремонтировался.,на деле после шлифовки корень 1,а шатунные 0.75.Моторист говорит,что обычно так уже не шлифуют,и есть большая вероятность поломки КВ.,но завод то дает рекомендации по шлифовке и еще больше...Что делать,ставить колено или нет?
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
Сергей
0 # Сергей 04.12.2016 12:01
Да ставьте, были случаи ставили коленчатый вал и с большими допусками. А поломаться может и новый коленчатый вал, это зависит только от брака самого завода изготовителя кв. ну и конечно от самой сборки и эксплуатации.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить