Основные размеры и условия для сборки двигателя ГАЗ-66, ГАЗ-53

Все детали, поступающие на сборку, должны быть очищены от грязи, нагара и накипи, обезжирены, промыты и высушены.

Масляные каналы и отверстия в деталях должны быть прочищены, промыты под давлением и продуты сжатым воздухом.

Не допускается промывка деталей из алюминиевых и цинковых сплавов в щелочных растворах, применяемых для мойки стальных и чугунных деталей, так как алюминий и цинк растворяются в щелочах.

Все агрегаты, а также детали разобранных агрегатов при ремонте могут быть обезличены, за исключением следующих деталей:

- блока цилиндров и крышек коренных подшипников;

- шатуна и крышки шатуна;

- шестерен главной передачи;

- крышек подшипников дифференциала и картера главной передачи;

- правой и левой коробок сателлитов дифференциала. Допускается комплектование главной передачи из годных работавших или новых шестерен при условии обязательной проверки их зацепления на специальном приспособлении.

Отколы на зубьях шестерен и выкрашивание рабочей поверхности зубьев не допускаются.

Блок цилиндров

Таб. 1 Номинальный и ремонтные размеры

отверстий во втулках распределительного вала

Наименование

размера

Уменьшение

диаметра, мм

диаметр отверстия

во втулке,

мм

Номинальный

-

50,0+0,05

1-й ремонтный

0,25

49,75+0,05

2-й ремонтный

0,5

49,5+0,05

Блок цилиндров и крышки коренных подшипников при разборке, контроле и сортировке не должны раскомплектовываться, так как они обработаны совместно и поэтому не взаимозаменяемы. Блоки цилиндров, поступающие на сборку, должны быть тщательно очищены от грязи и накипи, а масляные каналы — от шлама и стружки.

Гнезда вкладышей коренных подшипников должны быть расточены до номинального размера, если их размер и несоосность превышают допустимую величину. Чистота расточенных гнезд должна соответствовать классу 6-б по ГОСТ 2789—51, а максимальная их несоосность не должна превышать 0,02 мм.

При контроле, а также при растачивании гнезд момент затяжки болтов крепления, крышек коренных подшипников должен быть 11—12 кГм.

На поверхности расточенных гнезд вкладышей следы черноты не допускаются.

Втулки распределительного вала, запрессованные в блок цилиндров, должны быть расточены до номинального или одного из ремонтных размеров, приведенных в табл. 1.

Таб. 2 Размерные группы отверстий под толкатели

номинального и ремонтных размеров

Наименование

Увеличение

диаметра

отверстия, мм

группа

Цвет

маркировки

группы

Диаметр

отверстия,

мм

Номинальный

-

I

Желтый

25,0+0,011

II

Голубой

25,0+0,023

1-й ремонтный

0,10

I

Белый

25,1+0,011

II

Зеленый

25,1+0,023

2-й ремонтный

0,20

I

Черный

25,2+0,011

II

Красный

25,2+0,023

Чистота расточенных поверхностей должна соответствовать классу 7 по ГОСТ 2789—5 1, а несоосность втулок не должна превышать 0,025 мм.

Непараллельность осей коленчатого и распределительного валов не должна превышать 0,04 мм на всей длине,

а расстояние между осями должно находиться в пределах 125,5 ± 0,025 мм.

Отклонение от перпендикулярности оси отверстий под гильзу цилиндра к оси коленчатого вала допускается в пределах 0,015 мм на длине 100 мм, а оси отверстий под толкатели к оси распределительного вала—не более 0,050 мм на длине 100 мм.

Чтобы обеспечить селективную сборку в новых блоках цилиндров, отверстия под толкатели рассортированы на две размерные группы.

Маркируют размерные группы маслостойкой краской на приливах под толкатели.

После обработки отверстий под толкатели ремонтных размеров их необходимо также сортировать на размерные группы. Маркировка размерных групп и ремонтные размеры отверстий под толкатели приведены в табл. 2.

Гильзы цилиндров

Таб. 3 Размерные группы гильз номинального и

ремонтного размеров и их обозначения

Наименование

Увеличение

диаметра

гильзы,

мм

Обозначение

группы

Диаметр

гильз, мм

Номинальный

-

А

92,0+0,012

Б

92,0+0,024

В

92,0+0,036

Г

92,0+0,048

Д

92,0+0,060

1-й ремонтный

0,5

92,5+0,012

92,5+0,024

92,5+0,036

92,5+0,048

92,5+0,060

2-й ремонт

1,0

93,0+0.012

93,0+0.024

93,0+0.036

93,0+0.048

93,0+0,060

3-й ремонт

1,5

9З,5-0,012

9З,5+0,012

9З,5+0,024

9З,5+0,036

9З,5+0,048

Гильзы цилиндров, устанавливаемые на один двигатель, должны быть номинального размера или расточены и хонингованы до одного общего для всех гильз ремонтного размера, указанных в табл. 3.

Овальность и конусность окончательно обработанных гильз не должна превышать 0,02 мм. Причем большее основание конуса должно быть в нижней части гильзы. Бочкообразность и корсетность не более 0,01 мм. Поверхность гильзы должна быть зеркально-блестящей без рисок и черноты, ее чистота должна соответствовать классу 9-а.

Чтобы обеспечить селективную сборку сопряжения гильза — поршень, на автомобильных заводах гильзы номинального размера сортируют на пять размерных групп. Размерные группы обозначают буквами русского алфавита, которые нанесены резиновой печаткой на шлифованной наружной поверхности гильз. С этой же целью гильзы, обработанные до ремонтного размера, также должны быть рассортированы на размерные группы.

Если овальность посадочной поверхности гильзы превышает допустимую величину 0,025 мм, то поверхность должна быть восстановлена осталиванием с последующей обработкой до номинального размера. При этом биение посадочной поверхности относительно внутренней поверхности гильзы не должно превышать 0,08 мм, а непараллельность осей, указанных поверхностей не должна превышать 0,02 мм на длине 100 мм.

Поршни и поршневые пальцы

Таб. 4 Размерные группы поршней номинального и

ремонтного размеров и их обозначения

Наименование

Увеличение

диаметра

гильзы, мм

Обозначение

группы

Диаметр

гильз, мм

Номинальный

-

А

92,0-0,012

Б

92,0+0,012

В

92,0+0,024

Г

92,0+0,036

Д

92,0+0,048

1-й ремонтный

0,5

92,5-0,012

92,5+0,012

92,5+0,024

92,5+0,036

92,5+0,048

2-й ремонт

1,0

93,0-0.012

93,0+0.012

93,0+0.024

93,0+0.036

93,0+0,048

3-й ремонт

1,5

9З,5-0,012

9З,5+0,012

9З,5+0,024

9З,5+0,036

9З,5+0,048