Снятие и установка каталитического нейтрализатора автомобиля Газель

 На двигателях ЗМЗ-40522 и ЗМЗ-40524 в системе выхлопных газов установлен каталитический нейтрализатор газов. По конструкции отличие катколлекторов только в том, что в катколлекторе ЗМЗ-40524 установлен дополнительный датчик кислорода (диагностический) на выходе из катколлектора.

Снятие и установка каталитического нейтрализатора автомобиля Газель

рис. 1

Немного о принципе работы каталитического нейтрализатора

Каталитический нейтрализатор отработавших газов предназначен для уменьшения выбросов в атмосферу оксида углерода, оксидов азота и несгоревших углеводородов. Проходя через соты нейтрализатора, оксид углерода превращается в малотоксичный углекислый газ, а оксиды азота восстанавливаются до безвредного азота. Степень очистки газов в исправном нейтрализаторе достигает 90—95%. для нормальной работы нейтрализатора состав отработавших газов (в частности, содержание в них кислорода) должен находиться в строго заданных пределах. Эту функцию выполняет электронный блок управления двигателем — контроллер, определяющий количество подаваемого топлива в зависимости от показаний датчика концентрации кислорода. При наличии в отработавших газах соединений свинца каталитический нейтрализатор и датчик концентрации кислорода быстро выходят из строя.

Снятие и установка каталитического нейтрализатора автомобиля Газель

рис. 2

Поэтому эксплуатация автомобиля на этилированном бензине категорически запрещается, даже кратковременная. Также причиной выхода из строя нейтрализатора может стать неисправная система зажигания. При пропусках искрообразования несгоревшее топливо, попадая в нейтрализатор, догорает и закоксовывает соты, что может привести к полной закупорке выпускной системы и остановке (или сильной потере мощности) двигателя. Контроллер имеет функцию защиты нейтрализатора от пропусков зажигания, которые могут быть обнаружены в одном или двух цилиндрах одновременно. Контроллер при этом отключает подачу топлива в эти цилиндры, а сигнализатор неисправности системы управления двигателем, расположенный в комбинации приборов, загорается в мигающем режиме. В этом случае необходимо прекратить движение, остановить двигатель, попытаться найти причину и устранить неисправность. Если этого сделать не удается, необходимо отбуксировать автомобиль до ближайшей станции технического обслуживания. Глушители и катколлектор неразборные узлы, при выходе из строя должны заменяться новыми. Между катколлектором и головкой блока цилиндров установлена металлоармированная термостойкая прокладка (общая для катколлектора и впускной трубы).

Снятие каталитического нейтрализатора

1. Сжимаем фиксатор разъема жгута проводов датчика концентрации кислорода (если это двигатель ЗМЗ-40524, на двигателе ЗМЗ-40522 датчик лямбда зонд установлен на приемной трубе).

Снятие и установка каталитического нейтрализатора автомобиля Газель

 

Снятие и установка каталитического нейтрализатора автомобиля Газель2. Разъединяем колодку жгута проводов датчика

 

Снятие и установка каталитического нейтрализатора автомобиля Газель3. Выворачиваем болт крепления каталитического нейтрализатора к кронштейну

 

4. Снятие и установка каталитического нейтрализатора автомобиля ГазельДвумя ключами, отворачиваем гайки двух болтов крепления катколлектора к глушителю и вынимаем болты

 

Снятие и установка каталитического нейтрализатора автомобиля Газель5. Отводим нейтрализатор от глушителя

 

6. Снятие и установка каталитического нейтрализатора автомобиля ГазельСнимаем уплотнительное кольцо

Снятие и установка каталитического нейтрализатора автомобиля Газель7. Удерживая болты от проворачивания, отворачиваем гайки двух болтов крепления каталитического нейтрализатора к приемной трубе и извлекаем болты.

 

8. Снятие и установка каталитического нейтрализатора автомобиля ГазельОтводим нейтрализатор от приемной трубы и снимаем прокладку.

 

9. Снимаем каталитический нейтрализатор

10. Устанавливаем детали в обратном порядке.