На автомобилях «ГАЗель» устанавливается пятискоростная коробка передач. Масса (без заправки) — 32 кг

Наличие 5-й повышающей передачи обеспечивает в реальных условиях эксплуатации экономию 07-1,0 л топлива на 100 км пробега по сравнению с четырехскоростной коробкой передач, максимальную скорость 115 км/час, снижает обороты двигателя на высоких скоростях движения автомобиля, повышая его долговечность.

Коробка передач ГАЗ-2705: 1 - первичный вал; 2 - крышка подшипника; 3 - манжета первичного вала; 4 - подшипник первичного вала; 5 - кольцо стопорное; 6 - роликовый подшипник вторичного вала; 7 - сапун; 8 - блокирующее кольцо; 9 - муфта включения III-IV передач; 10 - сухарь синхронизатора; 11 - ступица муфты включения III—IV передач; 12 - шестерня III передачи; 13 - игольчатый подшипник; 14 - кольцо стопорное; 15 - полукольцо; 16 - шестерня II передачи; 17 - игольчатый подшипник; 18 - шток переключения; 10 - шестерня I передачи; 20 - вторичный вал; 21 - шестерня заднего хода; 22 - вилка включения V передачи и заднего хода; 23 - ступица муфты включения V передачи и заднего хода; 24 - кольцо стопорное; 25 - болт крепления пластины фиксатора; 26 - шестерня V передачи; 27 - шайба упорная; 28 - подшипник вторичного вала; 29 - защитный уплотнитель; 30 - рычаг переключения; 31 - стопорное кольцо; 32 - шестерня привода датчика спидометра; 33 - корпус рычага переключения; 34 - задний картер; 35 - сталебаббитовая втулка; 36 - манжеты удлинителя заднего картера; 37 - задний подшипник промежуточного вала; 38 - промежуточный вал; 39. 44, 45 - шестерни V, II, III передач промежуточного вала; 40 - болт; 41 - прокладка картера; 42 - пробка сливная; 43 - передний картер; 46 - пробка заливная; 47 - шестерня привода промежуточного вала; 48 - прокладка регулировочная; 49 - передний подшипник промежуточного вала; 50 - ось промежуточной шестерни заднего хода; 51 - промежуточная шестерня заднего хода; 52 - роликовый подшипник шестерни; 53 - болт крепления втулки оси промежуточной шестерни заднего хода

Картер коробки передач изготовлен из алюминиевого сплава и состоит из двух частей — переднего 49 и заднего 34 картеров по установочным втулкам, запрессованным в передний картер, и соединяются друг с другом десятью болтами.

Шестерня первичного вала, а также шестерни 1-й, 2-й, 3-й, 5-й передач и заднего хода, установленные на вторичном валу 19, находятся в постоянном зацеплении с шестернями блока шестерен 47, имеют косые зубья и вращаются на игольчатых подшипниках с пластмассовыми сепараторами.

Промежуточная шестерня заднего хода вращается на насыпных роликах диаметром 3 мм на оси, опоры которой располагаются в обоих картерах.

Все передачи снабжены синхронизаторами инерционного типа, зубчатые венцы которых соединяются с шестернями посредством мелких шлицев.

Синхронизаторы 3-й, 4-й, 5-й передач и заднего хода имеют зубчатые венцы, выполненные заодно с конусами.

Необходимое для безударного переключения передач выравнивание оборотов включаемой шестерни до оборотов вторичного вала достигается с помощью тормозного момента, возникающего за счет сил трения на наружной поверхности конуса зубчатого венца шестерни и внутренней конусной поверхности наружного (блокирующего) кольца 8 синхронизатора, соединенного через ступицы 11 и 22 со вторичным валом 19.

Картеры для обеспечения необходимой соосности опор валов и отверстий под штоки механизма переключения центрируются

Двухконусный синхронизатор первой и второй передач: 1 - муфта; 2 - ступица; 3 - вторичный вал; 4 - шестерня; 5 - сухарь синхронизатора; 7 - шестерня первой передачи; 8 - кольцо внутреннее; 9 - кольцо среднее; 10 - зубчатый венец; 11 - кольцо наружное

Синхронизатор 1-й — 2-й передач — двухконусный, имеет увеличенный тормозной момент за счет дополнительной поверхности трения, образуемой наружной конической поверхностью связанного со ступицей внутреннего кольца 8 и внутренней конической поверхностью на среднем кольце 9 синхронизатора, соединенного тремя выступами (выступы входят в отверстия на зубчатом венце 10) с включаемой шестерней.

Следует отметить, что до 01.06.03 в коробку передач устанавливался одноконусный синхронизатор, унифицированный с синхронизаторами 3-й, 4-й, 5-й передач и заднего хода.

Включение передач производится соединением внутренних зубьев муфт 9 с наружными зубчатыми венцами синхронизаторов.

Боковые стороны зубьев муфт и венцов синхронизаторов скошены внутрь под углом 4° и при включенном положении образуют замок, препятствующий самовыключению передач.

Выступы на зубьях венцов синхронизаторов ограничивают перемещения муфт при включении передач.

Осевые силы от косых зубьев шестерен вторичного вала воспринимаются стопорными кольцами 17 и 44, упорной шайбой 32, буртом вторичного вала и расположенными в канавке на вторичном валу двумя упорными полукольцами, которые охватываются кольцом 14

Шариковые подшипники первичного и вторичного валов установлены на валах с помощью пружинных и стопорных колец и фиксируются в картерах посредством наружных стопорных колец.

Блок шестерен вращается на шариковых или конических подшипниках, установленных в глухих гнездах переднего и заднего картеров.

Механизм переключения передач: 1 - передний картер; 2 - вилка включения первой и третьей передач; 3 - болт крепления вилки включения; 4 - вилка включения первой и второй передач; 5 - шток включения первой и второй передачи; 6 - шток включения третьей и четвертой передач; 7 - палец; 8 - плунжер; 9 - шток включения пятой передачи и заднего хода; 10 - вилка включения пятой передачи и заднего хода; 11 - пружина блокировочной втулки; 12 - пружина фиксатора; 13 - болт крепления пластины; 14 - пластина; 15 - пружина блокировочной втулки; 16 - блокировочная втулка; 17 - головка включения пятой передачи и заднего хода; 18 - корпус рычага переключения; 19 - рычаг переключения - нижняя часть; 20 - запорная втулка; 21 - резиновая подушка; 22 - распорная втулка; 23 - упорный конус; 24 - рычаг переключения верхняя часть; 25 - рукоятка рычага переключения; 26 - уплотнитель пола кузова; 27 - защитный уплотнитель; 28 - седло пружины рычага; 29 - пружина рычага; 30 - колпак; 31 - штифт; 32 - предохранитель; 33 - пружина предохранителя; 34 - головка штока включения первой и второй передач; 35 - ограничительный штифт; 36 - задний картер; 37 - включатель света заднего хода; 38 - сухарь вилки

Преднатяг осуществляется постановкой при сборке регулировочных прокладок 50 в гнездо переднего картера.

Венцы шестерен постоянного зацепления 2-й, 3-й и 5-й передач блока шестерен посажены с натягом на промежуточный вал, на котором нарезаны длинные зубья, служащие одновременно венцами шестерен 1-й передачи и заднего хода блока шестерен.

Головка оси 36 промежуточной шестерни заднего хода установлена в постель заднего картера коробки передач и крепится в ней стопорным болтом.

Противоположный конец оси входит во втулку 41 фиксируется в ней разрезным упругим штифтом, втулка крепится к постели в переднем картере также стопорным болтом.

Механизм переключения содержит штоки, на которых крепятся вилки переключения передач и головки 29, в пазах которых располагается нижний конец рычага переключения.

Фиксация штоков во включенном и выключенном положении осуществляется посредством шариков 11 и пружин 15.

Блокировочное устройство, состоящее из двух стопорных плунжеров и стопорного пальца, предохраняет коробку от одновременного включения двух передач.

Кроме того, между головкой штока включения заднего хода и стенкой заднего картера располагается блокировочная втулка 16 с пружиной 15, которая делает невозможным случайное перемещение рычага переключения из положения включенной 5-й передачи в положение заднего хода.

Рычаг переключения передач снабжен демпферным устройством, устраняющим его дребезг при резонансе на больших оборотах двигателя, и располагается в специальном корпусе 18, крепящемся к заднему картеру сверху.

При помощи пружин и предохранителей нижняя головка рычага переключения в нейтральном положении всегда располагается в головке штока включения 3-й и 4-й передач.

Маслосливная пробка 46 имеет магнит, улавливающий содержащиеся в масле мелкие частички металла — продукты износа деталей коробки передач.

Пятискоростные коробки передач для легковых автомобилей «Волга» и автомобилей ГА3ель унифицированы по большинству деталей.

Коробка передач автомобилей ГА3ель отличается первичным валом (число зубьев 25 вместо 26), насадным венцом привода блока шестерен (36 зубьев вместо 35) и шестерней привода спидометра, более высоким корпусом рычага переключения и нижней частью рычага переключения передач.