Ремонт двигателя ЗМЗ-405,6

Двигатель перед разборкой должен быть тщательно очищен от грязи. Разборку и сборку двигателя рекомендуется производить на стенде, позволяющем устанавливать двигатель в положениях, обеспечивающих свободный доступ ко всем деталям во время разборки и сборки. Разборку и сборку двигателей необходимо производить инструментом соответствующего размера (гаечные ключи, съемники, приспособления), рабочая поверхность которых должна быть в хорошем состоянии. При индивидуальном методе ремонта детали, пригодные для дальнейшей работы,

должны быть установлены на свои прежние места. Для этого такие детали, как поршни, поршневые пальцы, поршневые кольца, шатуны, вкладыши, клапаны, гидротолкатели и др., при снятии их с двигателя необходимо маркировать любым способом, не вызывающим порчу деталей (кернение, надписывание, прикрепление бирок и др.), или укладывать их на стеллажи с пронумерованными отделениями, в порядке, соответствующем их расположению на двигателе. При обезличенном методе ремонта двигателей надо помнить, что крышки шатунов с шатунами, крышки коренных подшипников с блоком цилиндров, крышки опор распределительных валов с головкой цилиндров обрабатываются в сборе, и поэтому их разукомплектовывать нельзя. Коленчатый вал, маховик и сцепление на заводе балансируются отдельно, поэтому они взаимозаменяемы. Картер сцепления обрабатывается отдельно от блока цилиндров и также взаимозаменяем. В гидронатяжителях разукомплектация корпуса с плунжером не допускается.

Разборку двигателя рекомендуется выполнять в следующем порядке:

- вынуть вилку выключения сцепления;

- снять с двигателя коробку передач;

- снять вентилятор; - снять картер сцепления и стартер;

- установить двигатель на стенд для разборки;

- ослабить болты крепления шкива наcoca охлаждающей жидкости;

- ослабить болт крепления натяжного ролика;

- ослабить натяжение ремня путем вывертывания болта перемещения натяжного ролика, снять ремень;

- отвернуть болты крепления шкива насоса охлаждающей жидкости, снять шкив, отражатель шкива;

- снять провода с наконечниками со свечей зажигания, вывернуть свечи;

- отсоединить провода высокого напряжения от разъемов катушек зажигания, снять провода в сборе с наконечниками;

- отвернуть накидные гайки со штуцеров впускной трубы и выпускного коллектора, снять трубку рециркуляции;

- отвернуть болты крепления крышки клапанов, снять крышку клапанов в сборе с катушками зажигания, болтами, скобами и шайбами;

— снять топливопровод от топливного насоса к фильтру тонкой очистки топлива;

- снять топливный насос;

- снять переднюю крышку головки цилиндров;

- снять верхний и средний успокоители цепи;

- снять крышку с прокладкой верхнего гидронатяжителя цепи;

- вынуть гидронатяжитель;

- отвернуть болт крепления звездочки распределительного вала впускных клапанов, снять эксцентрик и звездочку;

- снять приводную цепь со звездочек распределительных валов;

- снять звездочку с распределительного вала выпускных клапанов;

- отвернуть болты крепления крышек распределительных валов, снять крышки, фланцы упорные;

- снять распределительные валы;

- вынуть гидротолкатели с помощью присоса или магнита, расположить их по порядку нумерации цилиндров;

- ослабить винты хомутов шлангов подогрева впускного тракта, снять шланги со штуцеров;

- ослабить стяжной болт верхнего кронштейна генератора;

- отвернуть гайку болта крепления генератора к верхнему кронштейну, снять болт, втулку; - отвернуть гайку болта крепления генератора к нижнему кронштейну, снять генератор;

- снять шланги системы рециркуляции со штуцеров карбюратора, термовакуумного включателя, клапана рециркуляции;

- ослабить винт хомута трубки топливопровода на штуцере карбюратора, снять шланг со штуцера;

- отвернуть гайки крепления карбюратора, снять шайбы, карбюратор, прокладки, проставку;

- отвернуть гайки крепления клапана рециркуляции, снять шайбы, клапан, прокладку;

- отвернуть болт крепления фильтра тонкой очистки топлива, снять фильтр в сборе с трубками топливопроводов;

- вывернуть термовакуумный включатель;

- отвернуть гайки крепления впускной трубы, снять шайбы впускной трубы, прокладку;

- отвернуть гайки крепления выпускного коллектора, снять шайбы, выпускной коллектор, прокладки;

- ослабить хомуты шланга корпуса термостата;

- отвернуть винты крепления корпуса термостата, снять корпус, прокладку;

- вывернуть штуцер датчиков давления масла;

- отвернуть болты крепления головки блока цилиндров, снять болты с шайбами; - снять головку блока цилиндров;

Снятие клапанных пружин

Рис. 1

- с помощью приспособления произвести демонтаж пружин клапанов. Чтобы тарелка пружин клапана сошла с сухарей, нужно после сжатия пружин слегка ударить рукояткой молотка по тарелке приспособления; - извлечь клапаны, расположить их по порядку нумерации цилиндров;

- съемником снять с направляющих втулок маслоотражательные колпачки. Снятие клапанов рекомендуется произвести при ремонте головки блока цилиндров;

- перевернуть двигатель масляным картером вверх; - отвернуть болты крепления усилителя картера сцепления к блоку, снять шайбы, усилитель;

- отвернуть болты и гайки крепления масляного картера, снять шайбы, масляный картер, прокладку;

- отвернуть болт крепления держателя масляного насоса на третьей крышке коренного подшипника;

- отвернуть болты крепления масляного насоса, снять масляный насос, прокладку, шестигранный валик привода масляного насоса;

- отвернуть стяжной болт коленчатого вала, снять болт, пружинную шайбу;

- с помощью приспособления снять шкив коленчатого вала;

- отвернуть болты крепления насоса охлаждающей жидкости к крышке цепи, снять болты с шайбами, насос охлаждающей жидкости, прокладку;

- отвернуть болт крепления натяжного ролика, снять натяжной ролик;

- снять крышку и прокладку гидронатяжителя первой ступени, снять гидронатяжитель;

- отвернуть болт крепления датчика синхронизации, снять датчик;

- отвернуть винты крепления крышки цепи, снять крышку, кронштейн генератора нижний;

- снять цепь второй ступени привода распределительных валов с ведущей звездочки промежуточного вала;

- расконтрить болты крепления звездочек промежуточного вала, снять звездочки, цепь;

- отвернуть болты крепления фланца промежуточного вала, снять болты с шайбами, фланец;

- отвернуть болты крепления крышки привода масляного насоса, снять крышку, прокладку;

- отвернуть гайку ведущей шестерни привода масляного насоса, снять шестерню в сборе с гайкой;

- вынуть промежуточный вал;

- выпрессовать шпонку из промежуточного вала;

- с помощью съемника снять втулку и звездочку с коленчатого вала;

- отвернуть болт крепления башмака натяжителя цепи первой ступени привода распределительных валов, снять башмак;

- отвернуть болт крепления башмака натяжителя цепи второй ступени привода распределительных валов, снять башмак;

— вывернуть удлинитель болта башмака, снять удлинитель;

- отвернуть болты крепления нижнего успокоителя цепи, снять успокоитель;

- отвернуть гайки крепления крышек первого и четвертого шатунов, снять крышки шатунов с вкладышами, вынуть вкладыши из постелей крышек шатунов;

- вынуть поршни с шатунами в сборе из первого и четвертого цилиндров;

- установить коленчатый вал так, чтобы вторая и третья шатунные шейки находились в верхнем положении, отвернуть гайки крепления крышек второго и третьего шатунов, снять крышки шатунов с вкладышами, вынуть вкладыши из постелей крышек шатунов;

- вынуть поршни с шатунами из второго и третьего цилиндров;

- вставить в шлицы ведомого диска оправку шлицевую;

- отвернуть поочередно, в несколько приемов, болты крепления нажимного диска сцепления, снять диск;

- снять ведомый диск сцепления со шлицевой оправкой;

- расконтрить болты крепления маховика, снять маховик со штифта;

- отвернуть болты крепления задней крышки, снять заднюю крышку в сборе с резиновой манжетой;

- отвернуть болты крепления крышек коренных подшипников, снять болты;

- снять крышки коренных подшипников съемником, полушайбы упорного подшипника коленчатого вала верхние;

- снять коленчатый вал, полушайбы упорного подшипника коленчатого вала нижние;

- вынуть коренные вкладыши из постелей блока цилиндров и из крышек коренных подшипников;

- установить крышки коренных подшипников в блок согласно нумерации;

- закрепить крышки коренных подшипников болтами;

- отвернуть гайку крепления датчика детонации, снять шайбу, датчик;

- отвернуть масляный фильтр;

- вывернуть из блока цилиндров сливной краник; - вынуть шатунные вкладыши из шатунов; - установить крышки шатунов на болты крепления, навернуть гайки;