Гидронатяжитель При ремонте двигателя гидронатяжители необходимо разобрать, промыть их детали и собрать («зарядить»). Разборка гидронатяжителя производится в следующем порядке:

Гидронатяжительрис. 8

— вывернуть корпус клапана 1  из корпуса 4 гидронатяжителя; — вынуть из корпуса 4 пружину 5 и плунжер 3. Сборка гидронатяжителя производится в следующем порядке:

Оправка для сборки гидронатяжителярис. 9

— установить корпус 4 гидронатяжителя на закрепленную вертикально оправку  — вставить в корпус гидронатяжителя плунжер 3 до упора стопорного кольца 6 на плунжере в оправку, предварительно смазав пару маслом, применяемым для двигателя;

— вставить в плунжер пружину 5. На пружину установить корпус клапана 1 гидронатяжителя и, сжимая пружину, завернуть в корпус, при этом стопорное кольцо на плунжере должно находиться в проточке корпуса и препятствовать перемещению плунжера в корпусе.

Предупреждения 1. Не допускается на собранном гидронатяжителе нажатие на выступающий из корпуса носик плунжера во избежание выхода плунжера из зацепления с корпусом под действием сжатой пружины. 2. Не допускается при сборке зажимать корпус гидронатяжителя во избежание нарушения геометрии плунжерной пары. Насос охлаждающей жидкости Разборка и сборка насоса аналогичны указанным операциям для двигателей ЗМЗ-4025, -4026.

Напрессовка ступицы насоса охлаждающей жидкостиРис. 10

Отличие состоит лишь в том, что при напрессовке на валик подшипника  ступицы шкива насоса следует выдерживать размер (106±0,2) мм.

Масляный насос При неисправностях в системе смазки, вызванных неполадками в работе масляного насоса, его необходимо разобрать. Для разборки необходимо сделать следующее: — отогнуть усы каркаса сетки, снять каркас и сетку;

Масляный насосРис. 11

— отвернуть четыре болта, снять приемный патрубок 7  и перегородку 6; — вынуть из корпуса ведомую шестерню 5 и валик 3 с ведущей шестерней 7 в сборе;

Редукционный клапанрис. 12

— вынуть шайбу 3  пружину 2 и плунжер 7 редукционного клапана из приемного

Подготовительные операции перед сборкой двигателей ЗМЗ-4061, ЗМЗ-4063 те же, что и перед сборкой двигателей ЗМЗ-4025, ЗМЗ-4026.

Сборку двигателя необходимо производить в следующем порядке: — закрепить блок цилиндров на стенде, внимательно осмотреть зеркало цилиндров, при необходимости следует снять шабером неизношенный поясок над верхним компрессионным кольцом. Металл следует снимать вровень с изношенной поверхностью цилиндра;

- вывернуть пробки масляных каналов и продуть все масляные каналы сжатым воздухом, завернуть пробки на место; Примечание Коленчатый вал, маховик и сцепление в сборе не балансируются — протереть салфеткой постели под вкладыши в блоке и в крышке коренных подшипников; — установить в постели блока верхние (с канавками) вкладыши коренных подшипников, а в постели крышек — нижние (без канавок);

- протереть вкладыши салфеткой и смазать их моторным маслом;

— протереть салфеткой коренные и шатунные шейки коленчатого вала, смазать их чистым моторным маслом и установить вал в блок цилиндров;

— смазать моторным маслом и установить полушайбы упорного подшипника: верхние — в проточки третьей коренной постели блока цилиндров (aнтифрикционным слоем к щеке коленчатого вала); нижние — вместе с крышкой третьего коренного подшипника. Усики полушайб должны зайти в пазы крышки;

- установить крышки остальных опор на соответствующие коренные шейки, завернуть и затянуть болты крепления крышек коренных подшипников моментом 100—110 Нм (10—11 кгс·м), предварительно смазав резьбу болтов моторным маслом;

— провернуть коленчатый вал, вращение его должно быть свободным при небольшом усилии;

- взять крышку с резиновым сальником заднего конца коленчатого вала, проверить пригодность сальника к дальнейшей работе. Если сальник имеет изношенные рабочие кромки или слабо охватывает фланец коленчатого вала, заменить его новым. Запрессовку сальника в крышку рекомендуется производить при помощи опpaвки;

- заполнить на 2/3 полости между рабочей кромкой и пыльником сальника смазкой ЦИАТИМ-221, установить и закрепить крышку к блоку болтами моментом 12—18 Нм (1,2—1,8 кгс·м). Центрирование крышки произвести с помощью оправки;

- установить маховик на задний конец коленчатого вала таким образом, чтобы совместилось отверстие в маховике со штифтом;

- установить шайбу болтов маховика, наживить и затянуть болты моментом 72—80 Нм (7,2—8,0 кгс·м);

- установить в маховик распорную втулку и запрессовать шариковый подшипник 80203АС9 с защитными шайбами. Произвести подсборку шатунно-поршневой группы. Подбор поршней к цилиндрам блока, а также поршневых пальцев к поршням и шатунам следует производить при температуре деталей (20±3)° C. Поршни по наружному диаметру и цилиндры по внутреннему диаметру сортируются на пять размерных групп.

В расточенные или новые цилиндры блока необходимо устанавливать поршни одинаковых с цилиндрами размерных групп.

Подбор поршня к гильзеРис. 13

Допускается подбор из соседних групп, при этом, как и при подборе поршней в работавшие цилиндры, подбор производится по усилию протягивания ленты-щупа толщиной 0,05 мм и шириной 10 мм. Лента-щуп закладывается между цилиндром и поршнем по всей высоте поршня и размещается в плоскости, перпендикулярной оси поршневого пальца по наибольшему диаметру поршня. Усилие на динамометре, соединенном с лентой-щупом  должно быть 35—45 Н (3,5—4,5 кгс). Маркировка поршней - буква, обозначающая группу, выбивается на днище поршня;

- ремонтное увеличение обозначается надписью «406» (стандартный размер) или «406АР» (ремонтное увеличение 0,5), или «406БР» (ремонтное увеличение 1,0), отлитой на боковой стенке одной из бобышек под поршневой палец. Буква, обозначающая группу цилиндра, наносится краской на наружной поверхности блока, справа, против каждого цилиндра. Для удобства подбора пальцы, шатуны и поршни разделены на четыре размерные группы по мере уменьшения размера (табл. 4.18).

подбор поршневого пальца к шатунуРис. 14

Маркировка пальцев и шатунов Пальцы и шатуны маркируются краской: палец — на внутренней поверхности, шатун — на стержне головки. Поршень — римскими цифрами (выбивкой) на днище или краской на весовой бобышке. Поршневой палец подбирается к шатуну, принадлежащему к той же или соседней группе, с зазором от 0,0045 до 0,0095 мм.

При подборе поршневой палец должен входить плотно, но без заеданий в отверстие верхней головки шатуна под усилием большого пальца руки. Поршневой палец должен быть слегка смазан моторным маслом. Так как линейное расширение материала поршня примерно в 2 раза больше, чем материала пальца, то при нормальной комнатной температуре палец входит в отверстие бобышек поршня с натягом. Размерные группы поршня и пальца должны совпадать. Поршень в комплекте с поршневым пальцем, поршневыми кольцами и шатуном в сборе должны контролироваться по массе. Разница комплектов по массе на один двигатель не должна превышать 10 г.