Так как гидронатяжители постоянно поддерживают цепи в натянутом состоянии независимо от растяжения цепей и износа башмаков, отпадает необходимость в регулировке натяжения цепей в процессе эксплуатации

Плунжер 4 установлен в корпусе 5.

Гидравлический натяжитель цепи: 1 - резьбовая пробка; 2 - обратный шариковый клапан; 3 - запорное кольцо; 4 - плунжер; 5 - корпус; 6 - пружина; 7 - стопорное кольцо

В плунжер вставлена пружина 6, которая сжата резьбовой пробкой 1.

В пробке 1 установлен обратный шариковый клапан 2. На плунжер 4 надеты запорное кольцо 3 и стопорное кольцо 7.

На рисунке натяжитель показан в нерабочем «заряженном» состоянии, когда стопорное кольцо 7 удерживает плунжер 4 от перемещения.

Чтобы привести натяжитель в рабочее состояние, «разрядить» его, нужно нажать на конец плунжера так, чтобы стопорное кольцо 7 переместилось в проточку меньшего диаметра на плунжере, и под действием пружины 6 плунжер переместится из корпуса 5.

На двигатель гидронатяжитель устанавливается в заряженном состоянии.

Плунжер 4 под действием пружины 6 и масла, поступающего через клапан 2 из системы смазки двигателя, нажимает на башмак натяжителя и поддерживает цепь в натянутом состоянии.

По мере того как растягивается цепь и изнашивается башмак натяжителя, плунжер 4 дальше выходит из корпуса 5, при этом запорное кольцо 3 перемещается в следующую кольцевую канавку на корпусе, препятствуя перемещению плунжера в обратном направлении.

При ударах цепи по башмаку натяжителя, например, при изменении режима работы двигателя плунжер 4 перемещается назад в корпус 5 на ширину проточки под запорное кольцо 3.

При этом он сжимает пружину 6. Кроме того, клапан 2 закрывается и дополнительно происходит демпфирование за счет того, что масло выдавливается через зазор между плунжером и корпусом.

Гидронатяжители верхней и нижней цепей абсолютно одинаковые.

Снятие и разборка гидронатяжителя цепи

Снятие и разборка гидронатяжителя цепи

Отвернуть болты 1, придерживая крышку 2, так как на нее воздействует усилие пружины.

Снятие и разборка гидронатяжителя цепи

Затем осторожно снять крышку 2 с прокладкой крышки и шумоизоляционной прокладкой гидронатяжителя.

Вынуть гидронатяжитель из канала в головке блока.

Снятие и разборка гидронатяжителя цепи

Отвернуть резьбовую пробку 1.

Гидронатяжитель запрещается зажимать в тисках, поэтому нужно зажать в тисках ключ и вставить в него гидронатяжитель.

Снять пробку 1 и вынуть пружину 2.

Снятие и разборка гидронатяжителя цепи

Вынуть плунжер 1 из корпуса 2 гидронатяжителя

Осмотр гидронатяжителя цепи

Запрещается разукомплектовывать плунжер и корпус гидронатяжителя.

  • 1. После разборки все детали промыть в бензине и просушить.

Осмотреть плунжер, если на его поверхности есть задиры или забоины, поломано запорное или стопорное кольцо, гидронатяжитель нужно заменить.

  • 2. Осмотреть корпус. Если на внутренней поверхности корпуса имеются задиры, глубокие царапины или повреждены кольцевые канавки под запорное кольцо, гидронатяжитель заменить.
  • 3. Плунжер в корпусе должен перемещаться свободно. Если плунжер в каком-либо положении «заедает» в корпусе, гидронатяжитель заменяют.
  • 4. Плунжер должен перемещаться в корпусе, когда запорное кольцо вошло в кольцевые канавки на корпусе, только в направлении, в котором он перемещается под действием пружины.

Если плунжер перемещается в обратном направлении, гидронатяжитель заменить.

Сборка и установка

Перед сборкой смазать плунжер и внутреннюю поверхность корпуса моторным маслом. Для сборки гидронатяжителя рекомендуется изготовить оправку, размеры которой показаны на рисунке: «Зарядка» гидронатяжителя с помощью кольца.

1. Зажать вертикально оправку в тисках.

Оправка для сборки гидронатяжителя цепи
  • 2. Установить на оправку корпус гидронатяжителя.
  • 3. Вставить в корпус плунжер до упора стопорного кольца плунжера в оправку.
  • 4. Вставить в плунжер пружину и заполнить натяжитель моторным маслом. Сжимая пружину, завернуть резьбовую пробку. При этом стопорное кольцо плунжера должно войти в проточку на корпусе и удерживать плунжер от перемещения, т.е. натяжитель будет заряжен.
  • 5. Снять гидронатяжитель с оправки. Не нажимать на плунжер, так как при этом стопорное кольцо плунжера выйдет из проточки на корпусе, и плунжер выйдет из корпуса, т.е. гидронатяжитель будет разряжен.
Зарядка гидронатяжителя цепи: 1 - кольцо, согнутое из полоски металла; 2 - плунжер; 3 - стопорное кольцо; 4 - корпус гидронатяжителя

6. Если нет оправки для сборки гидронатяжителя или нет возможности ее изготовить, можно собрать натяжитель следующим образом: согнуть кольцо из полоски металла толщиной 1,0 мм и высотой около 15 мм.

Для этого можно использовать кусок ленты от старого ленточного хомута; вставить плунжер в корпус гидронатяжителя так, чтобы стопорное кольцо на плунжере встало напротив проточки в корпусе; положить согнутое кольцо на стол.

Установить на него корпус с плунжером так, чтобы кольцо вошло между корпусом и плунжером до упора в стопорное кольцо; вставить в плунжер отвертку и легким ударом молотка по отвертке передвинуть плунжер вниз.

При этом стопорное кольцо переместится на больший диаметр проточки на плунжере и войдет в проточку на корпусе, удерживая плунжер в заряженном состоянии; вставить в плунжер пружину.

Заполнить натяжитель моторным маслом и завернуть пробку, преодолевая усилие пружины; вынуть изготовленное кольцо.

Не нажимать на плунжер, чтобы не разрядить гидронатяжитель.

7. Смазать моторным маслом канал для гидронатяжителя в головке блока и установить туда гидронатяжитель до упора в башмак натяжителя.

На гидронатяжитель не нажимать, чтобы не разрядить его.

8. Установить в крышку 2 резиновую шумоизоляционную прокладку. Установить крышку 2 с прокладкой на головку блока, завернуть болты 1.

Отвернуть пробку 3 и через отверстие под пробкой нажать подходящим стержнем на гидронатяжитель, переместив его до упора, и затем отпустить.

Гидронатяжитель разрядится, его корпус под действием пружины упрется в крышку 2, и цепь будет натянута. Завернуть пробку 3 в крышку 2.

9. Таким же образом снимают и устанавливают гидронатяжитель нижней цепи.

Если нет оправки для сборки гидронатяжителя или нет возможности ее изготовить, можно собрать натяжитель следующим образом:

Разборка и сборка гидронатяжителя цепи

Сводим губки тисков, оставив между ними зазор 19 мм.

Не зажимайте в тисках корпус натяжителя. Разбирая сразу два гидронатяжителя, не перепутайте их плунжерные пары, т. к. они подобраны с определенным зазором.

Разборка и сборка гидронатяжителя цепи

Разборка и сборка гидронатяжителя цепи

Установив корпус натяжителя в тиски, как в зев ключа, отверткой с широким лезвием выворачиваем клапан.

Разборка и сборка гидронатяжителя цепи

Вынимаем из корпуса пружину

Разборка и сборка гидронатяжителя цепи

Вынимаем плунжер.

Промываем все детали в бензине или керосине, продуваем сжатым воздухом и смазываем моторным маслом.

Разборка и сборка гидронатяжителя цепи

Из стального листа толщиной 0,8—1,0 мм вырезаем полосу (шириной 10—15 мм, и длиной 25 мм).

Круглогубцами или на оправке сгибаем ее в кольцо диаметром как у плунжера.

Разборка и сборка гидронатяжителя цепи

Изготовленной оправкой поджимаем в корпусе гидронатяжителя пружину.

Разборка и сборка гидронатяжителя цепи

Устанавливаем плунжер в корпус.

Разборка и сборка гидронатяжителя цепи

При необходимости, тонкой отверткой направляем запорное кольцо

Разборка и сборка гидронатяжителя цепи

Отверткой нажимаем на дно плунжера до упора.

Разборка и сборка гидронатяжителя цепи

В плунжер устанавливаем пружину, а сам корпус – в тиски.

Разборка и сборка гидронатяжителя цепи

Преодолевая сопротивление пружины, заворачиваем клапан в корпус гидронатяжителя.

Разборка и сборка гидронатяжителя цепи

Разборка и сборка гидронатяжителя цепи

У правильно заряженного натяжителя плунжер должен полностью войти в корпус

Отверткой затягиваем клапан, удерживая корпус в тисках (как при разборке).

Не нажимайте на выступающий конец плунжера, а после установки в канал головки блока — на сам натяжитель

Разрядка гидронатяжителя цепи

После установки гидронатяжителя на двигатель его необходимо привести в рабочее состояние — разрядить.

Разрядка гидронатяжителя цепи

Для этого ключом на 12 выворачиваем пробку из крышки гидронатяжителя.

Разрядка гидронатяжителя цепи

Отверткой через отверстие нажимаем на натяжитель, который «разрядившись», вытолкнет ее.

Разрядка гидронатяжителя цепи

Устанавливаем пробку на место.

Так выглядит «неразряженный» гидронатяжитель.
- а так – «разряженный».

new

После разборки все детали коробки передач тщательно промойте в керосине, продуйте сжатым воздухом и осмотрите

Возможными неисправностями насоса могут быть: нарушение герметичности диафрагмы и клапанов, снижение упругости или поломка пружины диафрагмы, износ деталей привода насоса