• напрессовать с помощью приспособления шестерню распределительного вала и закрепить ее болтом с шайбой. Момент затяжки — 55—60 Нм (5,5—6,0 кг/см);

Рис.13  Проверка осевого зазора распределительного вала

13• с помощью щупа, вставляемого между упорным фланцем распределительного вала и ступицей шестерни, установить осевой зазор
• прочистить трубку смазки распределительных шестерен и привернуть ее с помощью болта и хомутика к блоку; распределительного вала. Зазор должен быть в пределах 0,1—0,2 мм;

14Рис.14  Установочные метки на распределительных шестернях
- вставить подсобранный распределительный вал в отверстие блока, смазав предварительно его опорные шейки моторным маслом. При зацеплении шестерен зуб шестерни коленчатого вала с Меткой «0» должен быть против риски у впадины зубьев шестерни распределительного вала. Боковой зазор в зацеплении должен быть в пределах 0,025—0,1 мм. При большем или меньшем зазоре подобрать другую пару шестерен;
- через отверстия в шестерне распределительного вала прикрепить двумя болтами с пружинными шайбами упорный фланец к блоку;
- установить на шейку переднего конца коленчатого вала маслоотражатель выпуклой стороной к шестерне;

Рис.15  Запрессовка манжеты в крышку распределительных шестерен оправкой
15- проверить пригодность манжеты, запрессованной в крышку распределительных шестерен, к дальнейшей работе. Если манжета имеет изношенные рабочие кромки или слабо охватывает ступицу шкива коленчатого вала, вставленную в манжету, заменить ее новой. Запрессовку манжеты в крышку рекомендуется производить при помощи оправки, как показано на рисунке.
- надеть на шпильки прокладки крышку распределительных шестерен;

Рис.16  Центрирование крышки распределительных шестерен с помощью оправки
16— сцентрировать крышку по переднему концу коленчатого вала при помощи оправки и завернуть все гайки и болты крепления крышки. Если нет центрирующей оправки, то установку крышки можно производить по ступице шкива коленчатого вала. Ступицу надо напрессовать на коленчатый вал так, чтобы ее конец входил на глубину 5 мм в отверстие крышки. После этого закрепить крышку гайками, выдерживая одинаковый зазор по окружности между ступицей и отверстием крышки. Выравнивание зазора производить легкими ударами деревянного или резинового молотка по крышке. После этого окончательно закрепить крышку;

Р17ис.17 Напрессовка ступицы шкива коленчатого вала

- удалить центрирующую оправку и напрессовать ступицу шкива со шкивом-демпфером коленчатого вала
- вставить в шпоночный паз резиновую пробку и запрессовать шпонку;
- завернуть в носок коленчатого вала стяжной болт, предварительно надев на него зубчатую шайбу. Проворачивая за стяжной болт коленчатый вал, проверить, не задевает ли шкив-демпфер за крышку распределительных шестерен; - установить масляный насос в сборе с маслоприемником;
- установить привод масляного насоса и датчика распределителя зажигания в следующем порядке:

 

Рис.18 Определение верхней мертвой точки
18• поворачивая коленчатый вал, совместить третью метку на диске демпфера с ребром-указателем на крышке распределительных шестерен.

Рис.19  Положение кулачков распределительного вала первого цилиндра при у19становке привода масляного насоса и датчика-распределителя зажигания: 1 — впускной кулачок; 2— выпускной кулачок
Кулачки распределительного вала, приводящие в действие клапаны первого цилиндра, должны быть при этом направлены вершинами в противоположную от толкателей сторону (в сторону масляного картера) и расположены симметрично

Рис.20 Проверка осевого зазора между шестерней и корпусом привода масляного насоса и датчика-распределителя 20sзажигания

• проверить осевой зазор между корпусом привода и шестерней при помощи щупа
• надеть на шпильки крепления привода прокладку;  Зазор должен быть в пределах 0,15—0,40 мм;