Микропроцессорная система зажигания ЗМЗ-406

Микропроцессорная система зажигания предназначена для воспламенения рабочей смеси в цилиндрах двигателя с установкой оптимального угла опережения зажигания для данного режима работы двигателя. Эта система управляет работой электромагнитного клапана экономайзера принудительного холостого хода (ЭПХХ).

С помощью микропроцессорной системы зажигания достигается более экономичная работа двигателя; при повышении его мощностных показателей исключается работа двигателя с детонацией и выполняются нормы по токсичности выхлопных газов. Эта система долговечнее и надежнее по сравнению с классической системой зажигания.
В ней отсутствуют детали, подвергающиеся износу (кроме электродов свечей зажигания).

Микропроцессорная система ЗМЗ-405, 406Рис. 1

На части автомобилей может быть установлен блок управления МИКАС 7. 1.243.376-3-01.
- формирования импульсов электрического тока для работы электромагнитного клапана ЭПХХ;
- обеспечения работы всей системы в резервном режиме (в случае выхода из строя отдельных элементов системы);

- диагностики неисправностей системы.

Микропроцессорная система ЗМЗ-405, 406Рис. 2

Основной элемент блока — микропроцессор — производит все расчеты и выработку всех необходимых данных, обеспечивающих работу системы зажигания и ЭПХХ. Блок работает в комплекте со следующими датчиками и узлами:
- датчик положения коленчатого вала и оборотов (датчик синхронизации);
- датчик абсолютного давления воздуха во впускной трубе двигателя;
- датчик температуры двигателя;
- датчик детонации;
- катушки зажигания;
- электромагнитный клапан ЭПХХ;
- контрольная лампа диагностики.
Микропроцессорная система зажигания и ЭПХХ работают следующим образом.

При включении зажигания на панели приборов загорается сигнализатор В это время микропроцессор работает в режиме самодиагностики. После окончания этого режима контрольная лампа гаснет, если не обнаружены неисправности, или горит, если обнаружена неисправность. Если сигнализатор потух, система исправна и готова к работе. При прокрутке двигателя стартером по сигналам датчика положения коленчатого вала блок управления выдает импульсы электрического тока в катушки зажигания для обеспечения работы свечей в соответствии с порядком работы цилиндров двигателя 1-3-4-2. Высокое напряжение с каждой катушки зажигания одновременно подается к двум свечам:

- к свече в цилиндре, где происходит такт сжатия рабочей смеси (например, 1-й цилиндр) и электрический разряд который воспламеняет ее;

- одновременно происходит электрический разряд во второй свече в четвертом цилиндре, где происходит такт выхода отработавших газов, этот разряд не влияет на работу двигателя.
Неисправности системы зажигания и ЭПХХ
В блоке управления имеется режим самодиагностики, с помощью которого можно определить неисправности в системе.
Если блок управления в режиме самодиагностики не может определить неисправность, то необходимо пользоваться специальным прибором DST-2 с соответствующим картриджем (кассета с программой). При этом необходимо руководствоваться инструкцией, прилагаемой к прибору. Блок управления в режиме самодиагностики выдает световые коды на контрольную лампу. Каждой неисправности присвоен свой цифровой код. Цифровой код определяется по числу включений контрольной лампы. Сначала считают число включений лампы для определения первой цифры кода (например, цифре 1 — одно короткое включение 0,5 с, цифре 2 — два коротких включения, затем идет пауза 1,5 с. После нее считают число включений для определения второй цифры кода, затем третьей, после чего идет пауза в 4 с, определяющая конец кода). Если код трехзначный, первая цифра высвечивается длительностью 1 с.

Микропроцессорная система ЗМЗ-405, 406Рис. 3

Для перевода блока управления в режим самодиагностики:

- отключить аккумуляторную батарею на 10—15 с и вновь подключить;

- запустить двигатель и дать ему поработать 30-60 с на холостом ходу,- отдельным проводом соединить выводы диагностической розетки согласно рисунка. Розетка установлена в моторном отсеке на щитке передка с левой стороны. После перевода блока управления в режим самодиагностики контрольная лампа должна  высветить код 12 три раза, что свидетельствует о начале работы режима самодиагностики. Следующие коды будут отображать имеющуюся неисправность или несколько неисправностей. Каждый код повторяется трижды.

После индикации всех кодов имеющихся неисправностей трижды высвечиваться код 12 и индикация кодов повторяется. Если блок управления не может определить неисправность или неисправностей нет, высвечивается код 12. Диагностические коды приведены в таблице.

№кода

Неисправность

12

Режим самодиагностики включен

15

Короткое замыкание в цепи датчика абсолютного давления воздуха

16

Обрыв цепи датчика абсолютного давления воздуха

21

Короткое замыкание в цепи датчика температуры двигателя

22

Обрыв в цепи датчика температуры двигателя

25

Низкий уровень напряжения в бортовой сети автомобиля

51,52

61-65

Неисправность блока управления

53

Неисправность датчика положения коленчатого вала

или высокий уровень помех в бортовой сети автомобиля

181

Короткое замыкание в цепи контрольной лампы диагностики

(определяется только прибором DST-2)

182

Обрыв цепи контрольной лампы диагностики (определяется прибором DST-2)

197

Короткое замыкание в цепи клапана ЭПХХ

198

Обрыв цепи клапана ЭПХХ