Возможные неисправности двигателя ВАЗ-21114

Рассмотрим неисправности, которые могут возникнуть при эксплуатации двигателя:

- Коленчатый вал не проворачивается стартером;

- Сильный шум при работе стартера;

- Коленчатый вал проворачивается стартером, но двигатель не пускается;

- Двигатель работает неустойчиво или глохнет на холостом ходу;

- Двигатель не развивает полной мощности, автомобиль не обладает достаточной приемистостью. Рывки и провалы при движении автомобиля;

- Хлопки во впускной трубе;

- Выстрелы в глушителе;

- Повышенный расход топлива;

- Повышенный расход масла (более 500 г на 1000 км пробега);

- Детонация (металлические стуки высокого тона, возникающие, как правило, при работе двигателя под нагрузкой, особенно на низких оборотах, например разгон «внатяг» и т. п. и исчезающие при снижении нагрузки);

- Недостаточное давление масла (горит сигнализатор недостаточного давления масла);

- Двигатель перегревается (стрелка указателя температуры охлаждающей жидкости находится в красной зоне шкалы);

- Постоянно работает электровентилятор системы охлаждения двигателя (даже на холодном двигателе);

- Двигатель долго прогревается до рабочей температуры;

- Падение уровня охлаждающей жидкости в расширительном бачке;

- Посторонние шумы и стуки в двигателе;

- Сильная вибрация двигателя;

- Повышенное содержание вредных веществ в отработавших газах;

- Сигнализатор неисправности системы управления двигателем неисправность двигателя горит при работе двигателя.

Возможные неисправности

Диагностика

Метод устранения

Коленчатый вал не проворачивается стартером

Аккумуляторная батарея разряжена

Напряжение на выводах аккумуляторной батареи при выключенных потребителях ниже 12 В. При включении стартера из-под капота может раздаваться треск

Зарядите батарею; если она не заряжается — замените. Двигатель можно пустить «прикурив» от аккумуляторной батареи другого автомобиля

Снижение емкости аккумуляторной батареи

Напряжение на выводах аккумуляторной батареи при выключенных потребителях больше 12 В, но при включении стартера падает ниже 6—8 В. При этом из-под капота может раздаваться треск

 

Зарядите батарею малым током (не более 1 А); если емкость все же недостаточна, замените батарею. двигатель можно пустить, «прикурив» от аккумуляторной батареи другого автомобиля

 

Окисление выводов аккумуляторной батареи и клемм проводов, неплотная их посадка

 

При включении стартера напряжение в бортовой сети падает намного больше, чем на выводах аккумуляторной батареи. При этом из-под капота может раздаваться треск

 

Подтяните клеммы, зачистите контактные поверхности, смажьте их техническим вазелином

 

Заклинивание двигателя или навесных агрегатов

 

Проверьте, вращаются ли коленчатый вал двигателя, насос охлаждающей жидкости, шкив генератора

 

Отремонтируйте двигатель, генератор, замените насос охлаждающей жидкости

Повреждены шестерня привода стартера или зубья венца маховика

 

Осмотр после снятия стартера

Отремонтируйте или замените стартер, замените маховик

Неисправна цепь включения стартера: неисправно реле стартера, повреждены провода, не замыкаются контакты выключателя зажигания

 

При поворачивании ключа зажигания в положение «11» тяговое реле стартера не срабатывает (нет щелчка под капотом). Проверьте, подается ли при этом +12 В на управляющий контакт тягового реле

 

Замените неисправные: реле стартера, провода, контактную группу выключателя зажигания

Неисправно тяговое реле стартера: замыкание или обрыв во втягивающей обмотке, заедание якоря реле (перекос якоря, загрязнение поверхностей, коррозия и т. п.)

 

При поворачивании ключа в положение «II» тяговое реле не срабатывает (нет щелчка под капотом), но +12 В подается на управляющий контакт тягового реле. Снимите реле, проверьте его работу

 

Неисправное тяговое реле замените

Окислены контакты тягового реле или проводов, плохой контакт «массы»

 

При включении стартера слышен щелчок под капотом, но якорь стартера не вращается. Проверьте омметром сопротивление цепи «аккумуляторная батарея → стартер», в том числе и провод «массы». Если цепи исправны, снимите стартер и проверьте работу тягового реле, подан на него питание напрямую от аккумуляторной батареи

 

Подтяните наконечники проводов, обожмите клеммы. Неисправное тяговое реле замените

 

Обрыв или замыкание в удерживающей обмотке тягового реле стартера

 

При включении стартера из-под капота раздается треск. Напряжение на аккумуляторной батарее в пределах нормы. Обрыв или замыкание в удерживающей обмотке тягового реле стартера проверяется омметром или по его чрезмерному нагреву

 

Замените тяговое реле стартера

Обгорание коллектора стартера, зависание щеток или их сильный износ

 

Якорь стартера не вращается или вращается медленно. Предварительно убедитесь в исправности тягового реле, для чего можно подать питание к контактному болту стартера напрямую от аккумуляторной батареи, минуя реле

 

При низкой частоте вращения замените изношенные узлы или стартер

 

Обрыв или замыкание в обмотке якоря стартера

 

Якорь стартера не вращается или вращается медленно. Предварительно убедитесь в исправности тягового реле, для чего можно подать питание к контактному болту стартера, минуя реле. Исправность обмотки проверяется омметром или по потемнению изоляции

 

Замените якорь или стартер

Пробуксовывание муфты свободного хода

 

При включении стартера якорь вращается, маховик неподвижен

 

Замените муфту или стартер

Сильный шум при работе стартера

Стартер закреплен на картере сцепления с перекосом, ослабло его крепление или сломана крышка со стороны привода

 

Осмотр

Подтяните гайки крепления стартера к картеру сцепления, при поломке крышки замените стартер

 

Чрезмерный износ втулок подшипников или шеек вала привода и якоря. Износ и повреждение зубьев шестерен планетарного редуктора

 

Осмотр после разборки стартера

Замените планетарный редуктор или

стартер

Зубчатый венец проворачивается на маховике

При включении стартера зубчатый венец вращается, маховик и коленчатый вал — неподвижны. Слышны визг, вой со стороны картера сцепления

 

Замените маховик

Изношены зубья шестерни привода стартера или (чаще) венца маховика

 

Осмотр после снятия стартера

Замените шестерню привода, стартер или маховик

 

Шестерня не выходит из зацепления с маховиком: заедание рычага привода, ослабление или поломка пружины муфты свободного хода или тягового реле стартера, заедание муфты на шлицах вала привода или якоря тягового реле, неисправность выключателя зажигания (не размыкаются контакты выключателя зажигания)

Проверьте, снимается ли напряжение с управляющего вывода реле стартера при отпускании ключа зажигания, возвращается ли ключ в положение «I». Размыкание контактов выключателя зажигания можно проверить омметром. Если напряжение на тяговом реле стартера исчезает при выключении зажигания, снимите и разберите стартер для проверки

 

Замените тяговое реле стартера или стартер в сборе, контактную группу выключателя зажигания