Приводы вентилятора дизеля ЯМЗ-238

Двигатели комплектуются фрикционным приводом вентилятора, предназначенным для включения и выключения вентилятора в зависимости от условий эксплуатации.

Применение фрикционного привода позволяет:

• Обеспечить оптимальный тепловой режим двигателя.

• Снизить расход топлива за счет снижения потерь мощности на работу вентилятора.

Конструкция + обслуживание системы охлаждения дизеля ЯМЗ-238

Система охлаждения двигателя (рис. 1) — жидкостная, циркуляционная, включающая в себя водяной насос, жидкостно-масляный теплообменник, вентилятор, термостаты. Кроме того, система охлаждения включает водяной радиатор, охладитель наддувочного воздуха типа “воздух-воздух” и дистанционный термометр, устанавливаемые на автомобиле.

Конструкция + обслуживание турбокомпрессора и воздушного тракта дизеля ЯМЗ-238

Конструкция + обслуживание турбокомпрессора и воздушного тракта дизеля ЯМЗ-238Дизель ЯМЗ-238 оборудован турбокомпрессором, использующим энергию выхлопных газов для наддува двигателя. Увеличивая массу воздуха, поступающего в цилиндры, турбокомпрессор способствует более эффективному сгоранию увеличенной дозы топлива, за счет чего повышается мощность двигателя при умеренной тепловой напряженности.

Турбокомпрессор (рис. 1) состоит из одноступенчатого центробежного компрессора и радиальной центростремительной турбины.

Колесо турбины 14 и колесо компрессора 23 расположены на противоположных концах вала ротора консольно по отношению к втулке подшипника 17.

Рабочее колесо 23 центробежного компрессора — полуоткрытого типа, с загнутыми против вращения лопатками, отлито из алюминиевого сплава. Оно напрессовано на вал и закреплено гайкой 1, установленной с герметиком.

Рабочее колесо турбины 14 — полуоткрытого типа, с радиальными лопатками, изготовлено методом литья из жаропрочного сплава. Оно соединено с валом методом сварки трением.

Корпус турбины изготовлен из жаропрочного чугуна. Газ подводится к колесу турбины двумя суживающимися каналами.

На торце корпуса турбины имеются шпильки для крепления выпускного трубопровода.

Корпус компрессора 4, вставка и крышка корпуса подшипника 6 изготовлена из алюминиевого сплава. Крышка корпуса подшипника 6 крепится к корпусу подшипника болтами 3 с применением герметика.

В турбокомпрессоре применен подшипник скольжения 17 в виде втулки, изготовленной из алюминиевого сплава. Она установлена в расточке чугунного корпуса подшипника 12 и удерживается от осевых перемещений болтом-стопором 10.

Смазывание втулки турбокомпрессора осуществляется под давлением из системы смазки двигателя.

Тщательно отбалансированный ротор установлен во втулке 17. Осевые усилия, действующие на ротор, воспринимаются упорным подшипником 2. На каждом конце вала ротора установлены разрезные уплотнительные кольца 16, изготовленные из специального чугуна.

Турбокомпрессор крепится к выпускным коллекторам корпусом турбины. Выходной патрубок корпуса компрессора соединен через патрубки и охладитель наддувочного воздуха с впускными коллекторами двигателя.

Обслуживание топливных фильтров дизеля ЯМЗ-238

Обслуживание топливных фильтров дизеля ЯМЗ-238Слив отстоя из фильтра грубой очистки топлива, промывка фильтра

Отверните сливную пробку 6 (рис. 1), слейте отстой из фильтра.

Выверните болты 7 крепления колпака к корпусу фильтра и снимите колпак 5 вместе с фланцем 4.

Выверните фильтрующий элемент 2 из корпуса 1, снимите уплотнительную шайбу. Используя ванну и кисть, промойте фильтрующий элемент 2 и полость колпака 5 дизельным топливом, продуйте сжатым воздухом.

Наденьте на фильтрующий элемент уплотнительную шайбу, распределитель и вверните фильтрующий элемент в корпус.

Установите колпак фильтра и закрепите его болтами.

Подтяните сливную пробку 6 и убедитесь в герметичности фильтра при ра­ботающем двигателе. Подтекание топлива или подсос воздуха устраните подтяги­ванием болтов крепления 7 колпака 5 к корпусу 1.

Смена фильтрующих элементов в фильтре тонкой очистки топлива

Выверните сливные пробки 4 (рис. 2), слейте топливо из фильтров в посуду, вверните пробки.

Выверните болты 1 крепления колпаков фильтра, снимите колпаки 3 и уда­лите загрязненные фильтрующие элементы 2.

Промойте колпаки бензином или дизельным топливом, используя ванну и кисть.

Установите в каждый колпак новый фильтрующий элемент.

Вверните болты 1 с шайбами и прокладками 5, при необходимости уста­новите новые прокладки колпаков 6, поставьте колпаки 3 вместе с элементами 2 и затяните болты 1.

Пустите двигатель и убедитесь в герметичности фильтра. Подтекание топ­лива устраните подтягиванием болтов 1 крепления колпаков к корпусу.