Система охлаждения двигателя (рис. 1) — жидкостная, циркуляционная, включающая в себя водяной насос, жидкостно-масляный теплообменник, вентилятор, термостаты

Кроме того, система охлаждения включает водяной радиатор, охладитель наддувочного воздуха типа “воздух-воздух” и дистанционный термометр, устанавливаемые на автомобиле.

Схема системы охлаждения: 1 - водяной насос: 2 - полость блока охлаждения гильз; 3 - водяная полость в головке блока; 4 - продольный водяной канал; 5 -турбокомпрессор; 6 - правая водяная труба; 7 - труба соединительная; 8 - патрубок впускной; 9 - термостат; 10 - тройник с соединительными трубками; 11 - трубка перепускная; 12 - заглушка; 13 - впускной патрубок жидкостно-масляного теплообменника; 14 - вентилятор; 15 - поперечный водяной канал; А - подвод охлаждающей жидкости от водяного радиатора; Б - к отопителю кабины; В - выпуск воздуха; Г- подача надувочного воздуха к охладителю типа “воздух-воздух"; Д, Ж - к радиатору; Е - от охладителя надувочного воздуха типа "воздух-воздух” в цилиндры

Во время работы двигателя циркуляция охлаждающей жидкости в системе охлаждения создается центробежным насосом.

Из водяного насоса 1 жидкость поступает в поперечный канал 15 и далее по правому продольному каналу 4 в водяную полость правого ряда цилиндров, а в левый ряд цилиндров – через впускной патрубок жидкостно-масляного теплообменника 13, охлаждая масло в двух элементах, далее в левый продольный канал.

Для того чтобы охлаждающая жидкость проходила через жидкостно-масляный теплообменник, в переднюю крышку шестерен распределения запрессована заглушка 12.

Далее охлаждающая жидкость из водяных полостей цилиндров по направляющим каналам поступает в головки цилиндров к наиболее нагретым поверхностям – выпускным каналам и стаканам форсунок и затем собирается в водосборных трубах 6.

При нагреве холодного двигателя каналы, соединяющие водосборные трубы с радиатором, перекрыты клапанами термостатов 9.

Охлаждающая жидкость циркулирует по тройнику с соединительными трубками 10 и перепускной трубке 11 к водяному насосу, минуя радиатор, что ускоряет прогрев двигателя.

По достижении охлаждающей жидкостью температуры 80˚ С клапаны термостатов открываются, нагретая жидкость поступает в водяной радиатор, где отдает тепло потоку воздуха, создаваемому вентилятором 14, после чего снова идет к водяному насосу.

Когда температура охлаждающей жидкости понижается, термостаты автоматически направляют весь ее поток непосредственно к водяному насосу, минуя радиатор.

Таким образом, посредством термостатов обеспечивается оптимальный тепловой режим работы двигателя.

Водяной насос

Водяной насос центробежного типа, установлен на передней стенке блока цилиндров и приводится во вращение клиновым ремнем от шкива, установленного на переднем конце коленчатого вала.

Водяной насос: 1 - шкив привода; 2 - стопорное кольцо; 3 - подшипник; 4 - валик; 5 - водосбрасыватель; 6 - уплотнение торцовое; 7 - корпус насоса; 8 - кольцо уплотнительное; 9 - патрубок водяного насоса; 10 - крыльчатка; 11 - заглушка крыльчатки; 12 - кольцо уплотнительное; 13 - втулка уплотнительного кольца; А - торцовое уплотнение; Б - дренажное отверстие

Конструкция водяного насоса приведена на рисунке 2. В чугунном корпусе 7 насоса вращается напрессованная на валик 4 крыльчатка 10, создающая поток охлаждающей жидкости.

Валик насоса установлен на двух шарикоподшипниках 3 с односторонним уплотнением.

Полость подшипников при сборке насоса заполняется смазкой Литол-24 ГОСТ 21150-87 на весь срок службы насоса без дополнительной смазки.

Уплотнение подшипниковой полости насоса осуществляется торцевым самоподжимным уплотнением.

Для контроля за герметичностью торцевого уплотнения в корпусе насоса имеется дренажное отверстие «Б». Шкив привода 1 напрессован на валик насоса.

Водяной насос имеет маркировку на корпусе 236-1307010-Б1.

По ремонту водяного насоса смотрим статью «Ремонт водяного насоса МАЗ».

Техническое обслуживание системы охлаждения

Для обеспечения нормальной работы двигателя выполнять следующие требования:

  • 1. Заполнять систему охлаждения рекомендованными специальными низкозамерзающими жидкостями или в исключительных случаях на непродолжительное время чистой мягкой водой.
  • 2. Заливать охлаждающую жидкость через воронку с сеткой, пользуясь чистой посудой.
  • 3. Следить за температурой охлаждающей жидкости, поддерживая ее в пределах 75 – 90ºС.
  • 4. Во избежание появления деформаций головок и рубашки блока цилиндров охлаждающую жидкость в систему охлаждения прогретого двигателя доливать постепенно и обязательно во время его работы.
  • 5. Если система охлаждения заполнена водой, то регулярно промывать систему охлаждения чистой водой с помощью специального промывочного пистолета, а при отсутствии его – сильной струей чистой воды, желательно пульсирующей.

Систематически удалять накипь из системы охлаждения.

  • 6. При применении в качестве охлаждающей жидкости «Тосола» необходимо периодически следить за его цветом.

Если «Тосол» приобретает красно-бурую окраску, то это свидетельствует о его агрессивности по отношению к конструктивным материалам деталей двигателя.

В этом случае «Тосол» необходимо заменить, промыв перед этим систему охлаждения.

Конструкция + обслуживание системы охлаждения дизеля ЯМЗ-238

7. Следить за исправностью торцового уплотнения крыльчатки водяного насоса, имея в виду, что охлаждающая жидкость, просачивающаяся в подшипники водяного насоса, выводит их из строя.

О неисправности торцового уплотнения свидетельствует течь воды из дренажного отверстия (рис. 3) на корпусе водяного насоса, закупоривать которое нельзя.

Насос с неисправным уплотнением подлежит ремонту.

8. В случае нарушения температурного режима проверить исправность термостатов и их прокладок.

Температура начала открытия основного клапана термостата должна быть 80 ± 2ºС (указана на корпусе термостата).

Клапан должен открываться полностью, перемещаясь не менее на 8 мм от его седла. Неисправный термостат заменить новым.

9. Для исключения размораживания радиатора, при эксплуатации в зимних условиях система охлаждения двигателя при применении термостатов с дренажным клапаном должна быть заправлена только низкозамерзающей жидкостью.

Указанные термостаты имеют обозначение Т117-06 или ТС107-06М1, выполнены из нержавеющей стали (вместо латуни на ранее применявшихся термостатах) и устанавливаются на двигатели с марта 2007 г.

Удаление накипи из системы охлаждения

Накипь из системы охлаждения удалять раствором технического трилона Б (ТУ 6-01-634–71) в воде концентрации 20 г/л.

Трилон – порошок белого цвета, не ядовит, легко растворяется в воде, не вызывает вспенивания воды при ее нагреве и кипячении.

Раствор трилона заливать в систему охлаждения.

После одного дня работы двигателя (не менее 6–7 ч) отработанный раствор слить и залить свежий.

Промывку продолжать в течение четырех–пяти дней. После окончания промывки в систему охлаждения залить воду, содержащую 2 г/л трилона.

При отсутствии трилона Б накипь из системы охлаждения допускается удалять раствором, состоящим из кальцинированной (стиральной) соды в количестве 0,5 кг на 10 л воды и керосина 1 кг на 10 л воды.

Раствор залить в систему охлаждения на 24 часа, из которых двигатель не менее 8 часов должен работать на эксплуатационном режиме, после чего слить раствор в горячем состоянии, а после охлаждения двигателя промыть систему охлаждения чистой водой.

Проверка уровня охлаждающей жидкости (воды) в систе­ме охлаждения

Откройте (на охлажденном двигателе) пробки радиатора и заливной трубы подо­гревателя. Нормальный уровень жидкости (при открытом кране отопителя кабины) должен быть на уровне верхней кромки охлаждающих трубок радиатора.

В качестве охлаждающей жидкости применяют концентрированный низкозамерзающий Тосол-А (он ядовит), разбавленный мягкой и чистой водой в пропорции, за­висимой от климатической зоны эксплуатации автомобиля (см. таблицу).

Конструкция + обслуживание системы охлаждения дизеля ЯМЗ-238

 Слив охлаждающей жидкости из системы охлаждения и отопителя

Для слива охлаждающей жидкости из системы поставьте автомобиль на горизон­тальную площадку или на площадку с наклоном вперед. Откройте четыре крана, рас­положенные на котле подогревателя 3 (рис. 1), насосном агрегате подогревателя 5, нижнем бачке радиатора 4, нижнем патрубке 2 водяного насоса двигателя.

Конструкция + обслуживание системы охлаждения дизеля ЯМЗ-238

При этом кран отопителя, пробки горловины радиатора и заливной трубы подо­гревателя должны быть открыты.

При засорении одного из кранов прочистите его проволокой.

Для слива жидкости из расширительного бачка приподнимите его.

Если в системе охлаждения использовалась вода, включите на 10... 15 с насос­ный агрегат подогревателя для удаления ее из насоса.

Во избежание перегрева пуск двигателя без охлаждающей жидкости запреща­ется.

Заполнение системы охлаждения низкозамерзающей жидкостью

Закройте краны слива охлаждающей жидкости.

Откройте пробку заливной трубы / подогревателя, затем кран отопителя кабины и через заливную горловину радиато­ра заполните систему охлаждения.

Проверьте ее герметичность.

Регулирование натяжения приводных ремней

Проверьте натяжение ремней привода водяного насоса, генератора и гидромуфты привода вентилятора нажатием на середину наибольшей ветви ремня с усилием 4 кгс (рис. 3).

Ремни должны прогибаться на 15... 22 мм. Если они прогибаются на большую или меньшую величину, отрегулируйте их натяжение.

Конструкция + обслуживание системы охлаждения дизеля ЯМЗ-238

Регулирование натяжения ремней привода водяного насоса 3 и генератора 1 про­изведите изменением положения генератора относительно оси его крепления, освобо­див гайки 7 и 2.

Регулирование натяжения ремней привода гидромуфты 6 произведите натяжным устройством 4, ослабив гайку 5 крепления рычага и перемещая его со шкивом вокруг оси, вставив в отверстие на торце рычага вороток.

Регулирование режимов работы вентилятора

Если кран 4 (рис. 4) выключателя гидромуфты установлен в положение «В» (метка на корпусе выключателя), температура охлаждающей жидкости в системе авто­матически поддерживается в пределах 80-95°С.

Конструкция + обслуживание системы охлаждения дизеля ЯМЗ-238

При установке крана в положение «О» вентилятор отключен. При этом он может вращаться с небольшой частотой.

Если кран установлен в положение «П», вентилятор включен постоянно (забло­кирован).

Использование такого режима допустимо лишь кратковременно в случае возможных неисправностей гидромуфты или ее выключателя.

Если при работе вентилятора в автоматическом режиме температура охлаждаю­щей жидкости в системе поднимется выше 105 °С, необходимо произвести регулиров­ку хода штока выключателя перекладыванием регулировочных шайб 1.

На новом выключателе все шайбы расположены над термосиловым датчиком 3; при нарушениях теплового режима их надо последовательно перекладывать под датчик, а после переме­щения всех шайб и необходимости очередного регулирования термосиловой датчик под­лежит замене.

Момент затяжки гайки 2 крепления термосилового датчика не должен превышать 2-2,3 кгс.м.

Проверьте жалюзи и их привод.

При необходимости установите причину неполного их открытия или закрытия. Устраните возможные задержки.