Антиблокировочная система (АБС) тормозов предназначена для предотвращения блокировки колес при торможении. В состав АБС входит:

  • а) датчики скорости колес и импульсные кольца, датчики скорости установлены в кулаках передних осей и во фланцах задних мостов. Импульсные кольца напрессованы на ступицы.
  • б) электронный блок управления (ЭБУ). ЭБУ отслеживает сигналы датчиков скорости и управляет соответствующими клапанами (модуляторами).

ЭБУ расположен на перегородке рабочего места водителя.

Схема системы АБС тормозов: Bkl1 - выключатель АБС; BUABS - блок управления АБС; D1 - датчик задний правый; D2 - датчик передний левый; D3 - датчик передний правый; D4 - датчик задний левый; M1 - модулятор передней оси; M2 - модулятор задний левый; M3 - модулятор задний правый. Соединение электропроводов (выводы) № 13, 15, 31, 32 - указано на электросхемах "Схемы жгутов проводов автобуса ПАЗ"
  • в) клапаны управления давлением (модуляторы). Модуляторы установлены вблизи тормозных камер.
  • В зависимости от поступающего сигнала модулятор регулирует давление воздуха в тормозной камере, предотвращая блокировку колеса.
  • г) лампа сигнальная на щитке приборов. Лампа предназначена для предупреждения об исправности (неисправности) АБС и для считывания диагностических кодов.

АБС включается в работу каждый раз, когда возникает возможность блокировки колес.

Торможение с участием АБС начинается со скорости автобуса более 6 км/час и сопровождается незначительной пульсацией и характерным шумом работы модуляторов АБС.

Схема расположения деталей АБС показана на рисунке.

Для нормальной работы АБС максимальное боковое биение импульсного кольца закрепленного на ступице колеса не должно превышать 0,2 мм.

Большее биение может привести к отключению блока управления. Зубья импульсного кольца не должны иметь повреждений.

ЭБУ должен иметь хорошее заземление.

Чтобы избежать неисправностей, особую осторожность необходимо проявить при наложении кабелей заземления.

Схема расположения компонентов АБС: 1 - датчик скорости колеса; 2 - камера тормозная; 3 - модулятор; 4 - кран тормозной; 5 - лампа АБС сигнальная; 6 - переключатель режимов АБС; 7 - электронный блок управления (ЭБУ) АБС

Датчики АБС, модуляторы, и сам ЭБУ в случае их неисправности ремонту не подлежат и должны быть заменены только на исправные того же типа. В противном случае исправность работы системы АБС не гарантируется.

Полная диагностика системы АБС должна проводиться только специальным диагностическим прибором.

Проведение диагностики АБС

Диагностика системы выполняется автоматически каждый раз после включения зажигания.

Если автоматическая проверка АБС была успешно завершена, то сигнальная лампа гаснет через 2 секунды после включения зажигания, что указывает на исправность АБС.

Лампа может гореть постоянно после стирания ошибок и при наличии в памяти ЭБУ ошибок датчиков, но при скорости автобуса более 6 км/ч лампа должна погаснуть, если система исправна.

В случае возникновения неисправности загорается контрольная лампа диагностики и неисправность запоминается в ЭБУ и кодируется в виде блока световых сигналов.

Для определения неисправности нужно нажат на кнопку диагностики не ранее чем через 1 с, после включения зажигания и отпустить. После чего начнется мигание аварийной лампы.

Первый блок миганий лампы обозначает номер компонента, а второй - номер ошибки.

Коды ошибок приведены в таблице расшифровки световых кодов.

Если лампа не загорается, сразу же после включения зажигания, то это указывает, что лампа накаливания неисправна, и её нужно заменить.

  • Продолжительность импульса сигнальной лампы - 0,5 сек.
  • Промежуток между импульсами сигнальной лампы - 0,5 сек.
  • Промежуток между первым и вторым блоком кодов неисправности - 1,5 сек.
  • Промежуток между кодами неисправностей - 4,5 сек.

Таблица световых кодов АБС Knorr-Bremse.*

Световой код - Описание - Способ устранения:

№ компонента - № ошибки

  • 1 – 1 - Неисправности нет

Левый датчик скорости управляемой оси

  • 2 – 1 - Воздушный зазор слишком большой - Установить датчик в соответствии с инструкцией
  • 2 – 2 - Отсутствие сигнала датчика при торможении - Установить, как положено датчик. Заменить датчик
  • 2 – 3 - Плохое импульсное кольцо, срок обслуживания АБС - Заменить изношенные детали
  • 2 – 4 - Нестабильность сигнала - Установить датчик в соответствии с инструкцией
  • 2 – 5 - Потеря сигнала датчика - Установить датчик в соответствии с инструкцией. Заменить датчик
  • 2 – 6 - Короткое замыкание на GND или батарею, или обрыв провода. - Заменить провода

Правый датчик скорости управляемой оси

  • 3 – 1 - Воздушный зазор слишком большой - Установить датчик в соответствии с инструкцией
  • 3 – 2 - Отсутствие сигнала датчика при торможении - Установить датчик в соответствии с инструкцией. Заменить датчик
  • 3 – 3 - Плохое импульсное кольцо, срок обслуживания АБС - Заменить изношенные детали
  • 3 – 5 - Потеря сигнала датчика - Установить датчик в соответствии с инструкцией. Заменить датчик
  • 3 – 6 - Короткое замыкание на GND или батарею, или обрыв провода - Заменить провода

Левый датчик скорости управляемой оси

  • 2 – 1 - Воздушный зазор слишком большой - Установить датчик в соответствии с инструкцией
  • 2 – 2 - Отсутствие сигнала при торможении - Установить датчик в соответствии с инструкцией. Заменить датчик
  • 2 – 3 - Плохое импульсное кольцо, срок обслуживания АБС - Заменить изношенные детали
  • 2 – 4 - Нестабильность сигнала - Установить датчик в соответствии с инструкцией. Заменить изношенные детали
  • 2 – 5 - Потеря сигнала датчика - Установить правильно датчик. Заменить датчик.

Правый датчик скорости управляемой оси

  • 3 – 1 - Воздушный зазор слишком большой - Установить правильно датчик
  • 3 – 2 - Отсутствие сигнала датчика при торможении - Установить правильно датчик. Заменить датчик
  • 3 – 3 - Плохое импульсное кольцо, срок обслуживания АБС - Заменить изношенные детали
  • 3 – 4 - Нестабильность сигнала - Установить правильно датчик. Заменить изношенные детали.
  • 3 – 5 - Потеря сигнала датчика - Установить правильно датчик. Заменить датчик
  • 3 – 6 - Короткое замыкание GND или батарею, или обрыв провода - Заменить провода

Левый датчик скорости ведущей оси

  • 4 – 1 - Воздушный зазор слишком большой - Установить правильно датчик
  • 4 – 2 - Отсутствие сигнала датчика при торможении - Установить правильно датчик. Заменить датчик
  • 4 – 3 - Плохое импульсное кольцо, срок обслуживания АБС - Заменить изношенные детали
  • 4 – 4 - Нестабильность сигнала - а) Установить датчик в соответствии с инструкцией; б) Заменить изношенные детали
  • 4 – 5 - Потеря сигнала датчика - а) Установить датчик в соответствии с инструкцией; б) Заменить датчик
  • 4 – 6 - Короткое замыкание на GND или батарею, или обрыв провода - Заменить провода

Правый датчик скорости ведущей оси

  • 5 – 1 - Воздушный зазор слишком большой - а) Установить датчик в соответствии с инструкцией; б) Заменить изношенные детали
  • 5 – 2 - Отсутствие сигнала датчика при торможении - а) Установить датчик в соответствии с инструкцией; б) Заменить датчик
  • 5 – 3 - Плохое импульсное кольцо, срок обслуживания АБС - Заменить изношенные детали
  • 5 – 4 - Нестабильность сигнала - а) Установить датчик в соответствии с инструкцией; б) Заменить изношенные детали
  • 5 – 5 - Потеря сигнала датчика - а) Установить датчик в соответствии с инструкцией; б) Заменить датчик
  • 5 – 6 - Короткое замыкание на GND или батарею, или обрыв провода - Заменить провода

Левый модулятор управляемой оси

  • 8 – 1 - Короткое замыкание катушки сброса на батарею - Заменить модулятор
  • 8 – 2 - Короткое замыкание катушки сброса на GND - Заменить модулятор
  • 8 – 3 - Обрыв провода катушки сброса - Заменить модулятор
  • 8 – 4 - Обрыв провода на общем пине - Заменить модулятор
  • 8 – 5 - Короткое замыкание катушки подъема на батарею - Заменить модулятор
  • 8 – 6 - Короткое замыкание катушки подъема на GND - Заменить модулятор
  • 11 – 1 - Короткое замыкание катушки сброса на батарею - Заменить модулятор
  • 11 – 2 - Короткое замыкание катушки сброса на GND - Заменить модулятор
  • 11 – 3 - Обрыв провода катушки сброса - Заменить модулятор
  • 11 – 4 - Обрыв провода на общем пине - Заменить модулятор
  • 11 – 5 - Короткое замыкание катушки подъема на батарею - Заменить модулятор
  • 11 – 6 - Короткое замыкание катушки подъема на подъем GND - Заменить модулятор
  • 11 – 7 - Обрыв провода катушки подъема - Заменить модулятор
  • 11 – 8 - Ошибка конфигурации клапана - Проверить расположение проводов в разъеме модулятора и установить их в соответствии со схемой. Пины подключения заземления диагоналей
  • 10 – 10 - Диагональ 1 замкнута на батарею - Проверить электропроводку и неисправную заменить
  • 10 – 11 - Диагональ 1 замкнута на GND - Проверить электропроводку и неисправную заменить
  • 10 – 12 - Все модуляторы замкнуты на GND - Проверить электропроводку и неисправную заменить

Внутренние ЭБУ неисправности

  • 15 – От 1 до 11 - ЭБУ дефектный - Заменить блок

Электропитание

  • 16 – 1 - диагональ 1, высокое напряжение - Проверить работу генератора, устранить неисправности
  • 16 – 2 - диагональ 1, низкое напряжение - Проверить работу генератора, устранить неисправности
  • 16 – 3 - диагональ 1, обрыв провода - Проверить электропроводку и неисправную заменить
  • 16 – 4 - GND_PCV1 обрыв провода или большая разность напряжений к GND_ECU - Проверить электропроводку и неисправную заменить
  • 16 – 9 - U_ECU высокое напряжение - а) Проверить работу генератора устранить неисправности; б) Проверить электропроводку и неисправную заменить
  • 16 – 10 - U_ECU низкое напряжение (или U_ECU высокое) - а) Проверить работу генератора устранить неисправности; б) Проверить электропроводку и неисправную заменить

Специальные ошибки

  • 17 – 5 - Большое различие между размерами передних и задних шин - Заменить шины
  • 17 – 10 - Дефект аварийной лампы - Заменить лампу
  • 17 – 12 - Проблема памяти параметров датчиков - а) Установить датчик в соответствии с инструкцией; б) заменить датчик; в) при включенной системе АБС провести пробный заезд автобуса (разгон-торможение) при скорости автобуса от 6 до 10 км/ч.
  • 17 – 13 - Перепутаны датчики оси 1 или 2 - Установить датчики в соответствии со схемой АБС

*- для начала диагностики АБС Knorr-Bremse включите зажигание и нажмите на клавишу диагностики в течение 0,5-8 секунд.

После отпускания клавиши лампа загорается на 0,5 сек и гаснет. Затем через 1 секунду загораются коды.

Прервать выдачу кодов ошибок можно повторным нажатием кнопки диагностики.

Таблица световых кодов АБС WABCO*

Наименование

Световой код – Описание

- Способ устранения:

  • 1 – 1 - Неисправности нет

Магнитный клапан АБС  

  • 2 – 1 - Передний правый
  • 2 – 2 - Передний левый
  • 2 – 3 - Задний правый 
  • 2 – 4 - Задний левый   

- Проверьте кабель магнитного клапана. В проводах к впускному, выпускному клапанам или в «общем» проводе пропадающий или постоянный обрыв, или замыкание на “минус”.

датчик: увеличен воздушный зазор

  • 3 – 1 - Передний правый
  • 3 – 2 - Передний левый
  • 3 – 3 - Задний правый 
  • 3 – 4 - Задний левый   

- Проверить биение ступичного подшипника. Придвиньте датчик к ротору. Проверьте кабель датчика и разъёмы на пропадающий контакт

датчик: короткое замыкание /обрыв провода

  • 4 – 1 - Передний правый
  • 4 – 2 - Передний левый
  • 4 – 3 - Задний правый
  • 4 – 4 - Задний левый

- Проверьте кабель датчика. Разрыв или замыкание на “минус” или ‘плюс” или между проводами датчика

Пропадающий сигнал/размер шин

  • 5 – 1 - Передний правый
  • 5 – 2 - Передний левый
  • 5 – 3 - Задний правый

- Проверьте кабель датчика на пропадающий контакт. Проверьте ротор на повреждения. Подключите для проверки другой датчик.

Ротор

  • 6 – 1 - Передний правый
  • 6 – 2 - Передний левый
  • 6 – 3 - Задний правый
  • 6 – 4 - Задний левый

- Проверьте ротор на повреждения. Замените Ротор

Системные функции

  • 7 – 4 - Лампа АБС 

- Проверьте кабель и аварийную лампу. Была ли нажата клавиша диагностики более 16 сек?

Электронный блок

  • 8 – 1 - Пониженное напряжение питания - Проверьте питающий кабель и предохранитель
  • 8 – 2 - Повышенное напряжение питания - Проверьте аккумулятор и генератор
  • 8 – 3 - Внутренняя ошибка - Замените блок АБС, если ошибка повторится
  • 8 – 4 - Ошибка конфигурации - Неверный электронный блок / параметрирование
  • 8 – 5 - Соединение с «минусом» аккумулятора - Проверьте «массу» на электронном блоке и магнитных клапанах

“- для начала диагностики АБС WABCO включите “зажигание” и нажмите на клавишу диагностики в течение 0,5-3 сек.

После отпускания клавиши лампа загорается на 0,5 сек и гаснет.

Затем через 1,5 сек. загораются коды.

Промежуток между двумя блоками сигналов одной неисправности 1,5 с.

Промежуток между сигналами двух неисправностей 4 с. Для выключения диагностики нужно выключить зажигание.

Стирание памяти ошибок

После устранения неисправностей в системе необходимо стереть ошибку из памяти ошибок блока управления, для этого необходимо:

- для Knorr-Bremse - при выключенном зажигании нажать диагностическую клавишу и отпустить только после включения зажигания.

Менее чем через 3 секунды память ошибок стёрта;

- для WABCO — при включенном зажигании нажать клавишу диагностики на 3-6 секунд и отпустить.

Через 1,5 секунды восемь быстрых миганий лампы свидетельствуют о стирании ошибок из памяти ЭБУ.

Через 4 секунды происходит три мигания лампы свидетельствующих о верной конфигурации АБС. После чего следует выключить зажигание.

Заключительная проверка АБС

При заключительной проверке проверьте и выполните следующее:

  • 1. Проверьте правильность конфигурации АБС. для чего нажмите два раза на диагностическую кнопку с перерывом менее 1 секунды. После чего сигнальная лампа должна выдать мигания в двух блоках: 1-1 (т.е.-12 В) и 2-З (т.е. — 4S/3K с одним модулятором на передней оси).
  • 2. Сотрите память ошибок.
  • 3. Сосчитайте световые коды.
  • 4. Аварийная лампа должна погаснуть после включения зажигания через 2 секунды.
  • 5. Проведите динамический тест. Необходимо провести заезды автобуса (разгон - торможение) по ровной площадке. Аварийная лампа должна погаснуть при достижении скорости автобуса 6 - 10 км/ч.

При неисправности АБС работоспособность тормозной системы сохраняется, но при этом необходимо помнить о возможности ухудшения управляемости автобуса из-за возникновения блокировки колес.

Когда происходит значительное ухудшение управляемости, необходимо чтобы АБС была проверена немедленно в соответствующей мастерской, чтобы устранить неисправность и возвратить систему к нормальной работе.

Внимание! При проведении сварочных работ на автобусе следует отсоединить все электрические разъёмы от ЭБУ.