Автоматическая коробка передач Toyota Avensis

Тип АКПП приведен на алюминие­вой табличке, находящейся на зад­ней стенке моторного отсека.

Автоматические  трансмиссии  А241Е,-245Е и А246Е состоят из гидротрансформатора с блокировочной муфтой,4-ступенчатой планетарной коробки передач и системы управления.Система управления коробкой передач состоит из гидравлической и электрической  частей.  

Трансмиссии   А241Е,А245Е и А246Е устанавливаются на автомобили с поперечным расположением силового агрегата.

Планетарная коробка передач

Планетарная коробка передач содержит три планетарных ряда, три блокировочных муфты, четыре тормоза и три муфты свободного хода. Мощность от двигателя через гидро­трансформатор передается на входной вал планетарной коробки передач. Переключение передач осуществля­ется путем включения определенной комбинации двух элементов управ­ления, в результате чего изменяется частота вращения выходного вала.

Элементы планетарной коробки передач

Муфта переднего хода (С-1) - соеди­няет входной вал и эпицикл переднего планетарного ряда.

Муфта прямой передачи (С2) - со­единяет входной вал и солнечные шестерни переднего и заднего плане­тарного ряда.

Муфта понижающего планетарного ряда  (Сз) -  соединяет солнечную шестерню понижающего планетарно­го ряда и водило понижающего пла­нетарного ряда.

Тормоз обеспечения режима тор­можения двигателем на второй пере­даче (В-1) - останавливает солнечные шестерни переднего и заднего плане­тарного ряда.

Тормоз второй передачи (В2) - оста­навливает наружное кольцо муфты свободного хода №1, таким образом,предотвращая вращение солнечной шестерни переднего и заднего плане­тарных рядов против часовой стрелки.

Тормоз первой передачи и заднего хода (В3) - останавливает водило заднего планетарного ряда.

Тормоз понижающего планетарного ряда (В4) - останавливает солнечную шестерню понижающего планетарного ряда.

Муфта №1 свободного хода (F^ -при включенном тормозе второй пе­редачи В2 запрещает вращение про­тив часовой стрелки солнечных шес­терен переднего и заднего плане­тарных рядов.

Муфта №2 свободного хода (F2) - за­прещает вращение водила заднего пла­нетарного ряда против часовой стрелки.

10. Муфта свободного хода понижаю­щего планетарного ряда (F3) - запреща­ет вращение по часовой стрелке сол­нечной шестерни понижающего плане­тарного ряда.

Гидравлическая часть системы управления

В систему управления входят: масля­ный насос, блок клапанов, электро­магнитные клапаны (соленоиды), гид­роаккумуляторы, муфты и тормоза. Основное давление в системе созда­ется масляным насосом, оно регули­руется в зависимости от нагрузки и скорости автомобиля и обеспечивает работу гидротрансформатора, блоки­ровочных муфт и тормозов. Клапаны переключения управляют по­токами жидкости, которая Поступает в гидротрансформатор и планетарную коробку передач.

Блок клапанов А241Е, А245Е, А246Е содержит три электромагнитных кла­пана: №1, №2, используемые для пе­реключения передач, и №3, который управляет блокировочной муфтой гидротрансформатора.

Электрическая часть системы управления

  Электрическая система управления для автоматической коробки передач обеспечивает предельно точное управление моментами переключе­ния передач и блокировки гидро­трансформатора в зависимости от режимов движения и работы двига­теля. Кроме того, использование электрической системы управления позволяет существенно повысить ка­чество переключения передач. Электрическая часть системы управ­ления АКПП состоит из трех частей:

209.1 Планетарный механизм. 1 - тормоз первой передачи и заднего хода (В3), 2 - муфта свободного хода №2 (F2), 3 - тормоз второй передачи (В2), 4 - муфта переднего хода (C-i), 5 - тормоз обеспечения режима торможения двигателем на второй передаче (Bi), 6 - муфта прямой передачи (С2), 7 - передний планетарный ряд, 8 - муфта свободного хода №1 (F^, 9 - зад­ний планетарный ряд, 10 - понижающий планетарный ряд, 11 - муфта по­нижающего планетарного ряда (С3), 12 - муфта свободного хода пони­жающего планетарного ряда №3 (F3), 13 - тормоз понижающего планетар­ного ряда (В4).

  Элементы планетарной коробки передач. 1 - задний планетарный ряд, 2 - солнечные шестерни переднего и заднего планетарного рядов, 3 - пе­редний планетарный ряд, 4 - промежуточный вал, 5 - входной вал, 6 - эпицикл, 7 - вал ведущей шестерни главной передачи, 8 - понижающий планетарный ряд.

а)  Датчики, определяющие пара­метры состояния автомобиля и пе­редающие эти данные в электрон­ный блок управления.

б)  Блок управления, который опре­деляет моменты переключения и управляет блокировочной муфтой гидротрансформатора.

в)   Исполнительная часть, которая со­стоит из электромагнитных клапанов.

Предварительные проверки

Примечание: проверьте уровень рабочей жидкости в коробке передач.

Проверка и регулировка троса управления клапаном-дросселем

Надавите до упора на педаль аксе­лератора и убедитесь, что рычаг управ­ления уперт в регулировочный винт.

Надавите до упора на педаль акселера­тора и ослабьте регулировочные гайки.

3.Отрегулируйте трос так, чтобы расстояние между концом чехла и стопором на тросе было в пределах допустимого.

Нормальное расстояние, при полно­стью закрытом клапане О; -1 мм

  4. Затяните регулировочные гайки и повторно проведите проверку.

Проверка и регулировка тяги управления АКПП

3. Переведите рычаг выключателя за­прещения запуска в положение "Р", как показано на рисунке.

 1 .При переводе селектора из позиции "N" в другие позиции он должен пере­мещается свободно, а индикатор -правильно указывать выбранное по­ложение. Если индикатор неправиль­но показывает выбранное положение, то выполните регулировку.

2. Снимите нижнюю защиту двигателя и ослабьте гайку на тяге 210.1управления.

4. Возвратите рычаг выключателя за­прещения запуска на два паза в поло­жение "N".

5. Установите селектор в положение "N".
6.. Нажимая на рычаг в сторону по­ложения "R", затяните гайку тяги
управления переключением.
Момент затяжки.....      12 Н-м

Проверка и регулировка выключателя запрещения запуска двигателя

Убедитесь, что двигатель можно за­пустить только при положении селекто­ра "N" или "Р".

Если двигатель можно запустить в других положениях, то проведите ре­гулировку выключателя запрещения
запуска двигателя.

а)  Ослабьте болты выключателя за­пуска в нейтральном положении и ус­тановите селектор в положение "N".

б)  Совместите канавку и базовую линию нейтрального положения.

  в) Удерживая детали в таком поло­жении, затяните болты. Момент затяжки: Модели выпуска:

до 07/2000 года    13 Н-м

с07/2000года    ...5,4 Н-м

Проверка частоты вращения холостого хода (диапазон N)

Проверьте частоту вращения холосто­го хода в положении "Н" селектора и отключенном кондиционере.       ^ Частота вращения холостого хода: Модели выпуска:

до 07/2000 года   700 - 800 об/мин

с 07/2000 года  650 - 750 об/мин

Диагностика КПП

-  Неисправности, возникающие. В КПП, могут быть связаны либо с двигателем,  либо с системой управления, либо с самой коробкой
передач. Поэтому перед началом проверки  необходимо  определить область их возникновения.

-  Поиск неисправностей должен на­чинаться с простейших операций и продолжаться в порядке нарастания сложности.

1. Проверьте наличие кодов неис­правностей.

2. Произведите проверку давления в шинах  и  другие  предварительные проверки.

3. Проверьте переключение передач. Проверьте электрическую часть систе­мы управления, если переключение со­ответствует норме.

4. Произведите следующие проверки:

а) Проверка  двигателя   и   гидро­трансформатора при полностью за­торможенном автомобиле.

б) Дорожные испытания. Убедитесь, что неисправность относится к самой автоматической   коробке   передач. При наличии шума или вибрации возможными источниками могут быть компрессор, двигатель, шины и т. д.

в)  Гидравлические испытания.  Из­мерьте давление в линиях и выпол­ните общую проверку контуров пода­чи жидкости,

г)  Проверка времени включения пе­редачи. Проверьте износ деталей КПП (блокировочных муфт, тормозов и планетарных передач).

Система самодиагностики

Общая информация Модели выпуска до 07/2000 года

1. Система диагностирования имеет режим самодиагностики, использова­ние которой позволяет считывать ко­ды неисправности через индикатор неисправности "O/D OFF". Система может предупредить водителя о воз­никшей в АКПП неисправности. Внимание: появление сигналов пре­дупреждения и чтение кодов неис­правности возможно, только когда выключатель повышающей передачи в положении "ON". Если выключатель в положении "OFF", то лампа инди­катора горит не мигая.

а) Если возникает неисправность в датчике частоты вращения, датчи­ке положения дроссельной заслон­ки или электромагнитных клапа­нах, то индикатор начинает мигать; предупреждая тем самым, водите­ля о возникшей неисправности. Но если возникла  неисправность  в электромагнитном клапане управ­ления блокировкой и электромаг­нитном клапане управления каче­ством блокировки, то предупреж­дения о неисправности не будет,

б) Коды неисправностей можно считать по количеству миганий индикатора повышающей/передачи, для этого надо закоротить выводы "ТС" и "CG":(A245E - выводы "ТЕ1" и "Е1") диагностического разъема.

2. Код неисправности сохраняется в памяти блока управления и после вы­ключения двигателя. Очистка памяти блока (сброс кодов после проведенно­го ремонта) производится либо путем выключения зажигания и отсоединения предохранителя "EFI", либо путем отсоединения разъема блока управ­ления АКПП и двигателем.

Внимание:

Низкое напряжение аккумулятора может вызвать сбой при диагно­стике. Поэтому перед началом ди­агностики проверяйте аккумулятор.

Пользуйтесь вольтметром или омметром, которые имеют пре­дельные значения шкалы измере­ния, по крайней мере, 10 кОм/В.

Модели выпуска с 07/2000 года

1. Считывание кодов неисправностей, а также их стирание из памяти блока управления, осуществляется только с помощью диагностического оборудо­вания.

Система может предупредить водите­ля о возникшей неисправности.

а)   При включении зажигания должен загореться индикатор "СНК ENG". Если индикатор не загорелся, про­верьте исправность панели прибо­ров.

б)  При запуске двигателя индикатор должен погаснуть. Если индикатор продолжает гореть, система диагно­стики зафиксировала неисправ­ность.

211.1 2. Код неисправности сохраняется в памяти блока управления и после вы­ключения двигателя. Внимание: низкое напряжение аккуму­лятора может вызвать сбой при ди­агностике. Поэтому перед началом диагностики проверяйте аккумуля­тор.

Проверка индикатора выключения режима повышающей передачи

Включите зажигание.Индикатор должен гореть при по­ложении выключателя повышающей передачи "OFF".

Переведите выключатель повышающей передачи в положение "ON", индикатор должен погаснуть. Если индикатор мигает,
то это является признаком неисправности электрической части системы управления,

Считывание кодов неисправностей

Модели выпуска до 07/2000 года

1. Включите зажигание и установите выключатель повышающей передачи в положение "ON".

Внимание: не запускайте двигатель.

2. Закоротите  выводы   "ТС"(13)   и "CG"(4) (A245E - выводы "ТЕГ и "Е1") диагностического разъема.

 3. Считайте и определите код неис­правности по количеству миганий ин­дикатора.

а) Если индикатор мигает, как по­казано на рисунке, то система ра­ботает нормально.

б) В случае наличия неисправно­сти через 4 секунды индикатор начнет мигать. Считайте количест­во вспышек.

Код неисправности состоит из двух цифр, первая цифра опреде­ляется по первоначальной серии вспышек, затем после паузы 1,5
секунды  следует  вторая  серия вспышек,  которая  соответствует второй цифре кода" (см. таблицу "Коды   неисправностей   системы ABS").

Если кодов неисправности два или более, то первым будет вы­свечиваться наименьший код, а за­тем остальные коды в порядке возрастания. Между кодами будет 2,5 - секундная пауза.

4. Разъедините выводы.

Таблица.    Коды    неисправностей (Модели выпуска до 07/2000 года).

 

Код

Неисправность

42

Датчик скорости автомобиля -обрыв проводки или короткое замыкание

62

Электромагнитный клапан №1 -обрыв проводки или короткое замыкание

63

Электромагнитный клапан №2 -обрыв проводки или короткое замыкание

64

Электромагнитный клапан бло­кировки гидротрансформатора -обрыв проводки или короткое замыкание

Модели выпуска с 07/2000 года

На данных моделях считывание кодов неисправностей, а также их стирание из пямяти блока управления, осуще­ствляется только с помощью диагно­стического оборудования (см. табли­цу. "Коды неисправностей (Модели выпуска с 07/2000 года)").

Сброс кодов неисправностей

1. После проведения ремонта очистите память блока управления АКПП от ко­дов неисправности, которые там хра­нятся. Для этого удалите предохранитель "EFI" на 10 или более секунд в за­висимости от окружающей температу­ры (чем ниже температура, тем доль­ше) при выключенном зажигании.

-   Для сброса кодов неисправностей отсоедините на некоторое время отрицательную клемму аккумуля­тора. При этом будет утрачено со­держимое памяти блоков управления других систем.

— Для сброса кодов неисправностей отсоедините разъем блока управ­ления АКПП и двигателем.

-  Если код неисправности не был сброшен, то он будет храниться в памяти блока управления и появит­ся при последующей диагностике.

2. После сброса кодов проведите про­верку - мигание индикатора повышаю­щей передачи должно соответствовать нормальному состоянию КПП.,

Поиск неисправностей

Код Р0500 (42): цепь датчика скорости автомобиля

1. Проверьте комбинацию приборов.Неисправную комбинацию приборов замените.

2. Медленно вращая одно из передних колес, убедитесь, что напряжение ме­жду выводами "SPD" и "Е1" (массой)разъема блока управления АКПП со­ответствует показанному на рисунке.

  Если напряжение в норме, то замени­те блок управления. Если напряжение не соответствует но­минальному, то проверьте жгут прово­дов и разъемы между комбинацией приборов и электронным блоком управ­ления АКПП и двигателем. 3. Проверьте электронный блок управ­ления АКПП и двигателем.

Код (62) Р0753, Р0758 (63) Р0773 (64): цепь электромагнитного клапана №1, №2 и блокировки гидротран­сформатора

1. Измерьте сопротивление между вы­водами "S1", "S2" и "SL" разъема блока управления АКПП и массой.Номинальное сопротивление.....11— 15 Ом

Если сопротивление соответствует но­минальному значению, замените блок управления АКПП.

2. (Модели выпуска до 07/2000 года),Измерьте сопротивление между выво­дами "S1", "S2" разъема электромаг­нитных клапанов (на АКПП) и массой.

Номинальное сопротивление    11 -15 Ом

Таблица. Коды неисправностей (Модели выпуска с 07/2000 года).

 

Код

Неисправность

Условия возникновения неисправности

Р0500

Датчик скорости автомобиля -обрыв цепи или короткое за­мыкание.

Сигнал датчика не поступает в ЭБУ двигателем и АКПП при движении автомобиля.

Р0750*2

Э/М клапан 1 - в "залипшем" состоянии.

При движении не происходит переключения на передачу выбранную ЭБУ двигателем и АКПП.

Р0755*2

Э/М клапан 2 - в "залипшем" состоянии.

Р0753*1

Э/М клапан 1 - обрыв цепи или короткое замыкание.

а) Сопротивление клапана 8 Ом или ниже когда клапан под напряжением,

б) Сопротивление клапана 100 кОм или выше когда клапан не под напряжением.

Р0758*1

Э/М клапан 2 - обрыв цепи или короткое замыкание.

Р0770*2

Э/М клапан блокировки гид­ротрансформатора - в "залипшем" состоянии.

а) Гидротрансформатор не блокируется при включении блокировки,

или ос­тается заблокированным при выключении блокировки,

б) Гидротрансформатор заблокирован, муфта сводного хода или тормоз передачи проскальзывают,

или какая-либо шестерня сломана.

Р0773

Э/М клапан блокировки гид­ротрансформатора - обрыв цепи или короткое замыкание.

а) Сопротивление клапана 8 Ом или ниже когда клапан под Напряжением,

б) Сопротивление клапана 100 кОм или выше когда клапан не под напряжением.

Р1520

Выключатель стоп-сигналов -обрыв цепи или короткое за­мыкание.

Сигнал выключателя не поступает в ЭБУ двигателем и АКПП при движении автомобиля.

Р1760

Э/М клапан управления дав­лением в основной магистрали - обрыв цепи или короткое за­мыкание.

Напряжение на выводе "SLT" 0 В., или 12 В., в течение 1 секунды или более

Р1780;

Выключатель запрещения запуска двигателя - короткое замыкание в цепи.

а) Одновременно поступают 2 или более разных сигнала положения селек­тора АКПП ("N" "R" "2" "L")

б) Во время движения при следующих условиях,

с выключателя поступает сигнал "N" в течение 30 секунд или более:

- скорость автомобиля 80 км/ч или выше;

- скорость вращения вала двигателя 1500 - 5000 об/мин;

- давление в основной магистрали 300 мм.рт.ст

*1 - коды записываются в память ЭБУ двигателем и АКПП при первом появлении, не вызывая мигание индикатора "O/D OFF".Повторение кодов 8 раз подряд вызывает мигание индикатора "O/D OFF" до тех пор пока условия возникновения неисправности

не изменятся на нормальные. После этого однократное появление кодов вызывает мигание индикатора "O/D OFF".■*2 - только европейские модели.

Все коды записываются в память ЭБУ двигателем и АКПП и вызывают мигание индикатора "СНК ENG" каждые 2 секунды.

212.13. (Модели выпуска с 07/2000 года) Проверьте отсутствие разрыва или ко­роткого замыкания между выводами "S1", "S2" и "SL" разъема электромаг­нитных клапанов (на АКПП) и вывода­ми "ST", "S2" и "SL" разъема блока управления АКПП.

 

Если сопротивление не соответствует указанному, то замените соответст­вующий электромагнитный клапан.

 

4.    Проверьте жгут проводов между электромагнитными клапанами и бло­ком управления АКПП.

5.    Проверьте электромагнитные кла­паны 1, 2 и блокировки гидротран­сформатора.

а) Снимите поддон коробки передач.

б)  Отсоедините разъемы от элек­тромагнитных клапанов.

в)  Снимите электромагнитные кла­паны.

г)   Измерьте сопротивление между выводом электромагнитного клапа­на и массой.

Номинальноесопротивление.:................. ..11 -15 Ом

Если сопротивление не соответствует указанному, то замените соответст­вующий электромагнитный клапан.

Код Р0750, Р0755, Р0770: электро­магнитный клапан 1, 2 и блоки­ровки гидротрансформатора

(А246Е модели выпуска с 07/2000 года) Проверьте уплотнения электромаг­нитных клапанов 1, 2 и блоки­ровки гидротрансформатора.

а)  Используя сжатый воздух (давле­ние 490 кПа), проверьте уплотнения электромагнитных клапанов (клапан не должен пропускать воздух).

б)    Подайте на электромагнитный клапан  напряжение  аккумулятора (клапан должен пропускать воздух).

Код Р1520: выключатель стоп-сиг­налов

1.  Поверьте напряжение между выво­дом "STP" ЭБУ АКПП и массой (см.таблицу   "Напряжение   на   выводах разъема блока управления АКПП").

2.   Проверьте жгут проводов между выключателем стоп-сигналов и бло­ком управления АКПП.Если напряжение не соответствует указанному, то замените блок управ­ления АКПП.

Код Р1760: электромагнитный кла­пан управления давлением в основ­ной магистрали

1.  Измерьте сопротивление между выводами "1" и "2" разъема электро­магнитного клапана. Номинальное   сопротивление   (при температуре 20°С)..........5,0 - 5,6 Ом

2. Подсоедините положительный по­люс (+) аккумуляторной батареи через лампу 8 - 10 Вт к выводу "1" разъема электромагнитного клапана, а отрица­тельный (-) к выводу "2". Убедитесь что шток клапана перемещается как пока­зано на рисунке (влево при подаче на­пряжения, вправо - при снятии напря­жения).

 

Код Р1780: выключатель запреще­ния запуска двигателя

1. Поверьте напряжение между выво­дом "NSV" "R" "2" "L" ЭБУ АКПП и мас­сой (см. таблицу "Напряжение на вы­водах разъема блока управления АКПП").

2: Проверьте выключатель запреще­ния запуска двигателя. Проверьте проводимость между выво­дами разъема, указанными в таблице.

 

Положение селектора

Выводы

Р.

6-9

R

2-3

N

6-9

2

3-4

L

3-8

Если проводимости между указанными выводами нет, то замените выключа­тель запрещения запуска двигателя.

Проверка

213.1Проверка переключения передач

  Примечание: эта проверка позволяет определить, является ли причиной неисправности проблема в электри­ческой части или в механической час­ти коробки передач.

1. Отключите разъем блока электро­магнитных клапанов.

Расположение электрических компонентов. 1 -датчик скорости, 2 - выключа­тель запрещения запуска двигателя, 3 - электромагнитный клапан блокиров­ки гидротрансформатора, 4 - электромагнитный клапан №2, 5 - электромагнитный клапан №1, 6 - индикатор выключения повышающей передачи "O/D OFF", 7 - диагностический разъем DLC3, 8 - выключатель стоп-сигналов, S - переключатель выбора режима работы АКПП, 10 - выключатель повышающей передачи, 11 - выключатель режима прину­дительного понижения передачи (kick-down), 12 - электронный блок управ­ления двигателем и АКПП, 13 - диагностический разъем DLC1, 14 - электро­магнитный клапан управления блокировкой гидротрансформатора.

-Во время движения переместите селектор в положения "L", "2" и "D". Переключение передач должно со­ответствовать положению рычага. - Если возникает отклонение в процессе переключения, то неисправность находится в самой ко­робке передач.

Подсоедините разъем блока элек­тромагнитных клапанов.

Очистите память электронного бло­ка управления АКПП от кодов неис­правностей.

Блок управления АКПП и двигателем

Внимание: не открывайте без необхо­димости крышку блока управления (если коснуться вывода интегральной схемы, то она может быть повреждена статическим электричеством).

2. Переключение передач должно происходить в соответствии с табли­цей "Режимы работы коробки передач в случае нормальной работы элек­тромагнитных клапанов (соленоидов) и отказа одного или двух из них". Примечание: Продолжение темы.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить