Работа пятиступенчатой коробки передач ВАЗ классика

На автомобили ВАЗ-2107 и ВАЗ-21047 устанавливается трехвальная пятиступенчатая коробка передач с пятой повышающей передачей

На большинстве автомобилей прежних выпусков устанавливалась четырехступенчатая коробка, поэтому здесь рассмотрены прежде всего ее конструкция и ремонт.

Пятиступенчатая коробка изготовлена на базе четырехступенчатой, особенности её ремонта даны в конце главы. Оба агрегата взаимозаменяемы и большинство их деталей одинаковы.

Коробка передач состоит из картера и задней крышки, отлитых из алюминиевого сплава и соединенных шпильками с гайками.

Снизу картер закрыт стальной штампованной крышкой, которая крепится десятью гайками на шпильках.

Внутри картера на подшипниках качения смонтированы первичный, вторичный и промежуточный валы. Их косозубые шестерни (кроме передачи заднего хода) имеют постоянное зацепление.

Первичный вал опирается своим передним концом на подшипник, установленный внутри коленчатого вала двигателя, и имеет шлицы, на которых «сидит» ведомый диск сцепления.

В расточке первичного вала размещен роликовый подшипник вторичного вала.

Промежуточный вал выполнен в виде блока шестерен и установлен на двухрядном шариковом и цилиндрическом роликовом подшипниках.

Включение заднего хода осуществляется перемещением промежуточной шестерни по ее оси в зацепление с прямозубыми шестернями промежуточного и вторичного валов.

Шестерни передачи заднего хода размещены внутри задней крышки картера. Здесь же расположены шестерни V передачи (в пятиступенчатой коробке) и винтовые шестерни привода спидометра.

Пятиступенчатая КПП ВАЗ Классика

Передачи переднего хода включаются посредством муфт с инерционными синхронизаторами.

Механизм переключения состоит из вилок со штоками.

Включенные передачи фиксируются подпружиненными шариками, входящими в лунки штоков. Невозможность включения двух передач одновременно обеспечивается блокировочными сухарями.

Коробка передач смазывается трансмиссионным маслом, залитым в картер в количестве 1,35 л.

Для заливки и слива масла служат пробки с самоуплотняющейся конической резьбой.

Сливная пробка, ввернутая в нижнюю крышку, имеет внутри магнит для улавливания металлических продуктов износа механизмов коробки.

Концы первичного и вторичного валов уплотнены манжетами (сальниками).

Диагностика неисправностей коробки передач

Причина неисправности (Метод устранения)

Шум в коробке передач:

- Шум уменьшается или исчезает, если выжать сцепление

Недостаточный уровень масла в картере коробки передач

Проверьте уровень, при необходимости долейте масло.

Проверьте, нет ли течи.

При необходимости прочистите или замените сапун

- Износ или повреждение подшипников, зубьев шестерен

Замените изношенные подшипники, шестерни

Передачи включаются с трудом, посторонние шумы отсутствуют:

- Износ рычага переключения передач, сферической шайбы, винта ограничения поперечного хода рычага, деформация рычага

Замените изношенные и деформированные детали

- Заедание сферического шарнира рычага переключения передач

Замените деформированные детали, заложите в шарнир смазку Литол-24 или ШРУС-4

- Туго ходят штоки вилок (заклинены блокировочные сухари, заусенцы на штоках, грязь в гнездах)

Замените изношенные и деформированные детали

- Туго движется скользящая муфта на шлицах ступицы

Очистите шлицы от грязи, спилите заусенцы надфилем

- Деформированы вилки переключения передач

Замените вилки

- Не выключается сцепление

Отрегулируйте или замените детали сцепления

Отсутствует фиксированное положение “ нейтрали ” между III и IV передачами:

- Соскочила или сломана оттяжная пружина рычага

Установите пружину на место

Передачи самопроизвольно выключаются:

- Пружины фиксаторов потеряли упругость, изношены шарики и/или гнезда штоков

Замените изношенные детали

- Повреждение или износ блокирующих колец синхронизатора

Замените кольца

- Повреждение или износ зубьев муфты или зубчатого венца синхронизатора

Замените муфту или шестерню

- Сломана пружина синхронизатора

Замените пружину

Шум, треск, визг в момент включения передачи:

- Сцепление выключается не полностью

См. Диагностика неисправностей сцепления

- Мало масла в картере коробки передач

Долейте масло. Проверьте, нет ли течи.

Прочистите или замените сапун

- Износ или поломка зубьев шестерен и/или синхронизаторов

Замените детали

- Износ или деформация кольца синхронизатора включаемой передачи

Замените кольцо

- Осевой люфт валов коробки передач

Подтяните крепления подшипников, изношенные подшипники замените

Утечка масла:

- Износ манжетных уплотнений

Замените манжеты. При необходимости прочистите или замените сапун коробки передач

- Сильный износ, забоины на поверхностях валов, по которым работают манжеты          

Небольшие повреждения зачистите мелкозернистой шкуркой и заполируйте.

Устанавливая новую манжету, можно немного недопрессовать её, не допуская перекоса (при необходимости подложив под него дистанционные прокладки толщиной до 1 мм), чтобы кромка манжеты работала по неизношенной части вала.

При значительных повреждениях – замените валы и манжеты

- Повышенное давление в коробке передач из-за засорения сапуна

Прочистите или замените сапун коробки передач

- Ослабли крепления крышек картера коробки передач, картера сцепления.

- Повреждение прокладок

Подтяните резьбовые соединения

Замените прокладки (при их установке можно использовать герметик)

- Неплотно завернуты пробки слива и заливки масла

Подтяните пробки (можно поставить их на герметик)

new

Разборку моста производите в следующем порядке: Установите мост на стенд (рис. 1), отверните пробки маслоналивного и маслосливного отверстий и слейте масло.

В процессе эксплуатации может потребоваться регулировка полного открытия дроссельной заслонки карбюратора и положения педали