Синхронизатор инерционного типа, обеспечивает безударное включение пе­редач. Конструкции обоих синхронизаторов одинакова.

Синхронизатор третьей и четвертой передач состоит из ступицы, сколь­зящей муфт, двух блокирующих колец, пружин, стопорных колец и венцов синхронизаторов первичного вала и зубчатого колеса третьей пе­редачи. Блокирующие кольцо своими внутренними зубьями соединяется с прямозубым винцом зубчатого колеса. На зубчатом венце блокирующее кольцо удерживается стопорным кольцом, к которому оно поджимается пружиной. Другое блокирующее кольцо таким же образом соединяется с осью вала. Блокирующее кольцо изготовлено из бронзы. На оси кольца нарезана мелкая резьба и продольные канавка что способствует быстрому разрыву масляной пленки в момент контакта конических поверхностей скользящей муфты и блокирующего кольца. А это в свою очередь создает повышенное сухое трение между муфтой и кольцом. Скользящая муфта установлена на шлицы ступицы и может перемещаться вдоль них. Для этой цепи в кольцевую проточку муфты заходит вилка пе­реключения передач.

Промежуточный вал выполнен в виде блока четырех зубчатых колес. Вал вращается в двухрядном шарикоподшипнике и роликовом цилиндрическом подшипнике. Шарикоподшипник крепится на валу болтом через пружин­ную и плоскую шайбы. Роликоподшипник зажат на валу между буртиком вала и зубчатым колесом заднего хода. Это колесо установлено на шлицы вала и удерживается на них стопорным кольцом. Для создания осевого натяга ме­жду подшипником и колесом установлена пружинная шайба. От осевого сме­щения промежуточный вал удерживается установочным кольцом переднего подшипника, которое зажато между картерами сцепления и коробки передач.

Промежуточное зубчатое колесо заднего хода расположено на оси на металлокерамической втулке. Ось установлена в отверстиях задней стенки картера и прилива задней крышки коробки передач и стопорится пластиной, которая заходит в паз шестерни. В кольцевую проточку колеса заходит вилка включения заднего хода. Промежуточное зубчатое колесо заднего хода изменяет направление вращения вторичного вала при включенной зад­ней передаче. В этом случае она соединяет между собой зубчатые колеса и заднего хода.

Привод спидометра состоит из корпуса и двух пар зубчатых колес. Шестер­ня привода спидометра крепится на валу фиксирующим шариком. Зубчатое колесо привода спидометра жестко связано с гибким валом (тросом). Для со­единения с тросом в зубчатом колесе выполнено гнездо, в которое вставлен на­конечник троса. Трос крепится в корпусе привода спидометра накидной гайкой.

Включение и переключение передач осуществляется через механический при­вод состоящий из рычага переключения передач, трех штоков с вилками, фиксаторов и замкового устройства.

Рычаг переключения передач выполнен разъемным, чтобы облегчить снятие и установку коробки передач на автомобиле. Стержень рычага соединен с са­мим рычагом через эластичные втулки демпфера, которые поглощают вибрации и обеспечивают более мягкое включение передач.

Демпфер рычага состоит из упругой подушки, двух резиновых втулок, пластмассовой распорной втулки и запорной втулки. Последняя заходит в канавку стержня и запирает все детали демпфера.

Рычаг переключения передач смонтирован в задней крышке коробки передач. На трех шпильках гайками с пружинными шайбами к крышке коробки передач крепятся направляющая чашка рычага, шаровая опора и фланец уплотни­теля. Между ними установлены уплотнительные прокладки. Рычаг переключе­ния передач имеет опорный шар, который поджимается пружиной к поверх­ности шаровой опоры. Эта же пружина поджимает сверху к шаровой опоре сфе­рическую шайбу. Чтобы рычаг не проворачивался в шаровой опоре, в опор­ный шар запрессован штифт, конец которого заходит в отверстие опоры. Ниж­няя часть рычага пружиной оттягивается до упора ограничительного выступа в направляющую чашку. В этом положении нижний конец рычага находится в пазу штока включения третьей и четвертой передач. Это положение будет нейтральным. Перемещение нижнего конца рычага при включении первой и вто­рой передач ограничивается болтом, ввернутом в картер коробки передач.

Чтобы включить задний ход, надо нажать на рычаг вниз, сжав пружину. При этом ограничительный выступ опустится ниже направляющей чашки, что по­зволит переместить рычаг вправо. Его нижний конец войдет в паз головки штока вилки включения заднего хода. При дальнейшем перемещении рычага назад шток отойдет от выключателя фонаря заднего хода, и при включении задней передачи одновременно загорится лампа фонаря заднего хода.

Шаровая опора рычага защищена от загрязнения резиновым чехлом, а место выхода рычага в салон автомобиля уплотнено снизу манжетой, которая уста­новлена на фланце уплотнителя и поджата к днищу кузова.

Перемещение муфт синхронизаторов и промежуточного зубчатого колеса зад­него хода осуществляется вилками, которые закреплены на штоках болтами. Шток вилки включения третьей и четвертой передач установлен в отверстиях передней и задней стенок картера, а штоки в отверстиях задней стенки и прилива картера. В головках штоков выполнены пазы для прохода нижнего конца рычага переключения передач. Перемещение штоков и вперед ог­раничено упором штоков в стенку картера, а штока заднего хода упором дис­танционной втулки, надетой на шток, в заднюю стенку. Ход штоков назад огра­ничен упором штоков в бобышки задней крышки коробки передач. Во включен­ном и в нейтральном положениях штоки удерживаются фиксаторами. Для их размещения на штоках выполнено по три гнезда, а на третьем штоке два гнез­да.

Фиксаторы расположены во втулках, которые запрессованы в отверстиях кар­тера и закрыты общей крышкой. Пружина поджимает шарик фиксатора к одному из гнезд штока, удерживая его в нейтральном или включенном поло­жении. При включении передачи шарик выдавливается из гнезда штока, затем заходит в другое гнездо, фиксируя шток в новом положении. Пружина фиксато­ра заднего хода более жесткая и для отличия имеет кадмиевое покрытие или окрашено в зеленый цвет. Чтобы исключить одновременное включение двух пе­редач, в приводе имеется замковое устройство, состоящее из трех блокировоч­ных сухарей. Два крайних сухаря большего диаметра установлены в отвер­стии задней стенки, а средний в отверстии штока. У штоков имеются гнезда для сухарей. При включении, например, заднего хода шток, перемещаясь, выдавливает из своего гнезда сухарь, который входит в гнездо штока и одно­временно через средний сухарь прижимает другой крайний сухарь к гнезду што­ка. Таким образом, штоки и будут зафиксированы в нейтральном поло­жении. Аналогично запираются два любых других штока при включении других передач.