Конструкция тормозной системы ВАЗ-2107

схема тормозной системыТормозная система автомобиля по своему назначению и выполняемым функциям разделяется на рабочую, запасную и стояночную.Рабочая тормозная система обеспечивает регулирование скорости автомобиля и его остановку с необходимой эффективностью, запасная - остановку автомобиля с необходимой эффективностью при выходе из строя рабочей тормозной системы, а стояночная служит для удержания стоящего автомобиля. Ее можно использовать и как аварийную при выходе из строя рабочей или запасной тормозных систем.

Рабочая тормозная система имеет двухконтурный раздельный гидравлический привод на тормозные механизмы передних и задних колес, что значительно повышает безопасность движения автомобиля. При отказе одного из контуров другой используется в качестве запасной тормозной системы, т. е. она является частью рабочей тормозной системы.

Привод тормозов

Гидравлический привод включает в себя тормозную педаль 50, вакуумный усилитель 51, главный цилиндр 2 гидропривода тормозов, бачок 7, регулятор 19 давления задних тормозов, колесные (рабочие) цилиндры тормозных механизмов, трубопроводы и шланги.

Педаль 15 (см. лист 15) тормоза подвешена к кронштейну 4 совместно с педалью сцепления при помощи оси 8. В ступице педали установлены разрезные пластмассовые втулки 9, через которые проходит внутренняя металлическая втулка 5. Относительно этой втулки поворачивается педаль тормоза. Педаль шарнирно соединена с толкателем вакуумного усилителя и в исходное положение возврашается усилием оттяжной пружины. В этом положении упор педали упирается в буфер выключателя 49 (см. лист 27) стоп-сигнала.

Вакуумный усилитель уменьшает усилие, прикладываемое к педали тормоза при торможении. Он крепится к пластине кронштейна педалей сцепления и тормоза на четырех шпильках гайками. Между вакуумным усилителем и пластиной кронштейна установлена резиновая изолирующая прокладка.

Между корпусом 77 и крышкой 64 корпуса вакуумного усилителя зажат наружный поясок резиновой диафрагмы 63, разделяющий усилитель на вакуумную и атмосферную полости. Вакуумная полость через шланг 6 с наконечником и клапаном 58 соединяется с впускной трубой двигателя. Для герметизации соединения наконечник 6 соединен с вакуумным усилителем через резиновый фланец.

Внутри вакуумного усилителя расположен пластмассовый корпус 65 клапана, хвостовик которого на выходе из корпуса вакуумного усилителя герметизирован уплотнителем 72. Он установлен в гнезде корпуса усилителя и поджат к отбортовке гнезда дистанционным кольцом, которое запирается стопорным кольцом. Для защиты подвижного хвостовика корпуса клапана от загрязнения на отбортованную часть корпуса усилителя и на хвостовик корпуса клапана надет гофрированнный защитный чехол 74.

В корпусе 65 клапана размещены: буфер 66, поршень 71 с толкателем 76, резиновый клапан 73, пружины с опорными чашками и воздушный фильтр 75.В выточку поршня 71 заходит упорная пластина 70, другой конец которой упирается в поясок диафрагмы 63, что предотвращает ее выпадание. Пластина 70 фиксирует в корпусе 65 поршень в сборе с толкателем 76 и клапаном 73. В буфер 66 упирается шток 61 привода поршня главного цилиндра. На выходе из корпуса вакуумного усилителя шток обжат уплотнителем 60, который поджимается обоймой 59 к гнезду корпуса усилителя. В торцевое отверстие штока ввернут болт 78, которым регулируется выход штока из корпуса усилителя (1,05-1,25 мм Шаровая головка толкателя 76 обжата в гнезде поршня.

Резиновый клапан 73 собран на толкателе. Подвижная головка клапана, усиленная металлической шайбой, поджата пружиной через опорную чашку к заднему торцу поршня (при полном растормаживании). Для подвижной головки клапана в корпусе 65 имеется седло. Неподвижный буртик клапана 73 поджат пружиной через опорную чашку к внутренней стенке хвостовика корпуса клапана, создавая надежное уплотнение. Для очистки атмосферного воздуха в хвостовике корпуса клапана установлен поролоновый воздушный фильтр 75. Корпус 65 клапана постоянно отжимается пружиной 62 в сторону крышки 64. Между собой корпус 77 и крышка усилителя соединены за счет ввода выступов крышки во впадины корпуса и дальнейшего поворота крышки до завода ее краев под выступы корпуса. Разъем крышки и корпуса усилителя уплотнён буртом резиновой диафрагмы 63, зажатым между ними.

В корпусе усилителя крепится через резиновый фланец пластмассовый наконечник шланга 6, в котором вмонтирован вакуумный клапан 58, предотвращающий попадание горючей смеси в вакуумную полость усилителя.

Главный цилиндр 2 гидропривода тормозов крепится на двух шпильках к вакуумному усилителю. Сверху в его корпусе выполнены три резьбовых отверстия для штуцеров трубопроводов, отводящих жидкость в контуры привода передних и задних тормозов, и два гнезда, в которых крепятся стопорными шайбами штуцеры, соединенные шлангами с бачком гидропривода тормозов. Внутреннее цилиндрическое отверстие цилиндра обработано с большой точностью и высокой чистотой поверхности. С одной стороны полость цилиндра закрыта резьбовой пробкой 86. В цилиндре последовательно установлены два поршня, один из которых приводит в действие задние тормоза, другой - передние. Между пробкой и поршнем 82, а также между поршнями 82 и 79 установлены возвратные пружины 80, под действием которых они возвращаются в исходное положение при растормаживании. При этом ход поршней в цилиндре ограничен винтами 83, хвостовики которых заходят в продольные пазы поршней. Поршень 82 привода задних тормозов уплотнен в цилиндре двумя кольцами 84. Переднее кольцо пружиной 85 поджато к торцевой поверхности канавки. Другой конец пружины упирается в тарелку 52. Заднее кольцо поджато к торцу поршня пружиной 80 через шайбу 81.

Поршень 79 привода передних тормозов имеет аналогичное уплотнение, только заднее кольцо расположено в канавке поршня и имеет другую форму.

На обоих поршнях свободно надеты распорные кольца 56. В исходном положении поршня распорное кольцо, упираясь в стопорный винт, отводит уплотнительное кольцо от торца канавки. При этом через образовавшийся зазор рабочая полость цилиндра сообщается с бачком гидропривода тормозов.

Канавка переднего уплотнительного кольца через радиальное отверстие и осевой канал в поршне сообщается с рабочей полостью цилиндра. Поэтому, когда в рабочей полости увеличивается давление жидкости, уплотнительное кольцо плотнее прижимается к зеркалу цилиндра.

Последовательное расположение поршней в цилиндре обеспечивает раздельный привод передних и задних тормозов.

Бачок гидроцилиндра двухсекционный, изготовлен из полупрозрачной пластмассы, что обеспечивает визуальный контроль за уровнем жидкости. В нижней части корпуса бачка имеется два наконечника для подсоединения шлангов. На заливную горловину бачка навернута крышка 12, которая поджимает корпус 10 клеммного устройства и отражатель 14 к торцу горловины. В корпусе 10 смонтировано устройство для контроля уровня жидкости в бачке. Оно состоит из поплавка 15, на штоке которого расположен подвижный контакт 9, и неподвижного контакта 8, закрепленного в пластмассовом корпусе 10. При понижении уровня жидкости поплавок опускается, контакты замыкают цепь контрольной лампы, и она загорается.

В центральном отверстии корпуса клеммного устройства установлен толкатель 11, при нажатии на который проверяется работоспособность цепи контрольной лампы при полном уровне жидкости в бачке.

Регулятор давления 19 включен в привод задних тормозов для того, чтобы не допускать повышения давления в этом контуре при уменьшении нагрузки на заднюю ось колес. Иначе возможна блокировка задних колес и их юз. Регулятор давления крепится двумя болтами с пружинными шайбами к кронштейну кузова, причем одно отверстие в кронштейне выполнено овальным, что позволяет регулировать положение регулятора давления.

В действие регулятор давления приводится торсионным рычагом 20, который крепится к кузову обоймой 32 (см. лист 23) через резиновую опорную втулку 33. Длинное плечо рычага 31 привода регулятора давления соединено шарнирно через стойку 13 с балкой заднего моста, а короткое плечо проходит через отверстие оси 29 (см. лист 27) и заходит в вырез нижней части поршня 28 регулятора давления. Это плечо передает на поршень колебательное движение балки заднего моста.

В корпус регулятора давления ввернуты штуцеры двух трубопроводов: нижнего для подвода жидкости от главного цилиндра, верхнего для подачи жидкости к колесным цилиндрам задних тормозов.

Поршень 28 регулятора давления на выходе из корпуса уплотнен кольцом 27, расположенным в металлической обойме. Это кольцо поджато к нижней части корпуса пружиной 26. Верхний конец пружины упирается в плавающую тарелку 24 и через нее в заплечики поршня. Пружина стремится поджать поршень до упора его в пробку 21, которая ввернута в корпус регулятора давления. Под пробку установлена уплотнительная прокладка. Втулка 22 свободно надета на головку поршня. Она ограничивает подъем уплотнителя 23 вверх к головке поршня.

Шланг высокого давления трехслойный. Внутренняя 69 и наружная 67 оболочки шланга резиновые, между ними размешена нитяная оболочка 68. При эксплуатации автомобиля не допускаются трещины и другие повреждения на наружной оболочке шланга.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить