Схема тормозов ВАЗ (классика)

Весь цикл работы тормозов складывается из четырех положений тормозной педали:

 

  • I - педаль не нажата (система расторможена);
  • II - педаль нажата (торможение);
  • III - нажатие на педаль приостановлено (торможение с постоянным тормозным моментом);
  • IV - педаль отпускается (растормаживание).

 

работа тормозовI. Когда система расторможена и педаль тормоза под действием пружины 32 оттянута до упора в выключатель стоп-сигнала,то вместе с педалью оттягивается толкатель 31 с поршнем 26 вакуумного усилителя. Корпус 20 клапана и шток 17 отжаты пружиной 19 в крайнее заднее положение. При таком положении между головкой клапана 27 и седлом клапана образуется зазор, так как поршень 26 отжимает клапан от седла. Вакуумная полость А через канал В, зазор между седлом и клапаном и далее через канал С сообщается с атмосферной полостью D. Поэтому при работающем двигателе разрежение из впускной трубы двигателя через клапан 18 передается в полость А и через каналы и зазоры в полость D.

 

Поршни 11 и 15 главного цилиндра под действием возвратных пружин отжаты в заднее крайнее положение до упора в стопорные винты 8. В этом положении распорные втулки 13, упираясь в винты 8, отжимают уллотнительные кольца 9 от торца канавки поршня и через образовавшиеся зазоры рабочие полости цилиндра сообщаются с бачком гидроцилиндра и трубопроводами высокого давления. Таким образом в привода тормозов давление отсутствует. Поэтому поршни 4 под действием упругой деформации уплотнительных колец 3 отводится внутрь цилиндров и не оказывают давление на тормозные колодки передних тормозов, которые будут находиться в легком соприкосновении с поверхностью тормозного диска.

При движении автомобиля без торможения, то есть когда в гидравлическом приводе нет давления, поршень 36 под действием пружины 40 и торсионного рычага 42 поднят вверх до упора в пробку 35. Поэтому полости корпуса, находящиеся над головкой поршня и под ней, свободно сообщаются.

Это открывает свободный проход жидкости к колесным цилиндрам задних тормозов. Но так как нет давления во всем приводе тормозов, тормозные колодки 43 отжаты от барабанов, а поршни 44 вдвигаются внутрь колесного цилиндра до упора сухарей в буртики упорных колец 46.

II. При торможении, когда водитель нажимает на тормозную педаль, толкатель 31 перемещает поршень 26. Вслед за поршнем перемещается под действием пружины 28 клапан 27 до упора в
седло корпуса клапана. При перекрытии седла полости А и В разобщаются. При дальнейшем перемещении поршня 26 между ним и буртиком клапана 27 образуется зазор, через который полость О сообщается с атмосферой. Наружный воздух поступает в полость Б через воздушный фильтр 30, через зазор между толкателем и клапаном и далее через канал С. Атмосферный воздух создает давление на диафрагму 21. За счет разности давления в полостях А и D, а также силы нажатия на педаль тормоза, корпус клапана перемещается вместе со штоком 17, который в свою очередь воздействует на поршень 15 главного цилиндра. Сила, воздействующая на корпус клапана, зависит от степени разрежения во впускной трубе двигателями от силы, прикладываемой к педали тормоза.

При перемещении поршня 15 распорная втулка 13-отходит от стопорного винта 8 и уплотнительное кольцо 9 прижимается пружиной 12 к торцу канавки поршня. Таким образом, компенсационный зазор перекрывается и происходит разобщение полостей цилиндра и бачка. Поэтому при дальнейшем перемещении поршня 15 в рабочей полости привода передних тормозов создается давление жидкости, которое через трубопроводы и шланги передается к колесным цилиндрам передних тормозов. Оно же воздействует и на плавающий поршень 11, который перемещаясь, создает давление в приводе задних тормозов. Под увеличивающим давлением жидкости в рабочих полостях, передние уплотнительные кольца поршней распираются и начинают плотнее прилегать к поверхности цилиндра и к торцу канавок, улучшая уплотнение поршней в цилиндре.

Под давлением жидкости выдвигаются поршни 4 и 44 колесных цилиндров передних и задних тормозов, прижимая колодки к тормозному диску 1 и к барабану. Создавшиеся тормозные моменты затормаживают вращение передних и задних колес. При этом перераспределяется нагрузка по осям автомобиля: на переднюю ось нагрузка увеличивается, на заднюю - уменьшается. Это приводит к поднятию задка кузова, то есть расстояние между балкой заднего моста и кузовом увеличивается. При этом короткое плечо рычага 42 опускается, и поршень 36 регулятора давления под давлением жидкости начинает опускаться, сжимая пружину 40.

В момент полного торможения происходит максимальное перемещение нагрузки с задней оси на переднюю и наибольший подъем кузова. Сцепление колес с дорогой ухудшается, давление торсионного рычага 42 на поршень 36 уменьшается. Вследствие большей площади торца головки поршня сила от давления Р жидкости опускает поршень вниз до соприкосновения головки с уплотнителем 38. Дальнейшее поступление жидкости к колесным цилиндрам задних тормозов прекращается, то есть тормозной момент на задних колесах не увеличивается, не смотря на сильное нажатие на педаль тормоза и дальнейшее увеличение давления Р-i. Поэтому задние колеса не блокируются и не происходит заноса автомобиля.

III. Если при торможении водитель прекратит нажатие на педаль, но не снимая ноги оставит ее нажатой в каком-то положении, то корпус вакуумного усилителя пройдет вперед под давлением атмосферного воздуха на величину зазора между пластиной 25 и канавкой поршня, то есть отойдет от клапана. Освобожденный клапан, перемещаясь, дойдет до неподвижного поршня и перекроет поступление воздуха в полость D, а избыток воздуха в полости D перейдет в вакуумную полость А через образовавшийся зазор между седлом и клапаном 27 и канал В. Давление в обеих полостях уравняется и серводействие усилителя прекратится. В какой-то момент в контурах привода тормозов устанавливается постоянное давление, а на колесах постоянный тормозной момент.

IV. При освобождении педали тормоза она под действием возвратной пружины 32 возвращается в исходное положение, увлекая за собой толкатель 31 и поршень 26. Задний торец поршня прижимается к головке клапана 27, что приводит к прекращению поступления атмосферного воздуха в полость В. Затем головка клапана отходит от седла и происходит сообщение полостей А и В, то есть давление в обеих полостях выравнивается; под действием пружины 19 корпус клапана со штоком возвращаются в исходное положение, прекращая нажатие на поршень 15 главного цилиндра.

Поршни 11 и 15 под усилием возвратных пружин отжимаются в крайнее положение и упираются в стопорные винты 8. Распорные втулки 13 отводят от торца канавок уплотнительные кольца 9 и через образовавшийся зазор рабочие полости главного цилиндра сообщаются с полостями бачка гидроцилиндра. Поршни 4 переднего тормоза отводятся от колодок за счет упругости уплотнительных колец 3, а поршни 44 заднего тормоза сокращением стяжных пружин до выбора зазора 1,4 - 1,6 мм между сухарями и буртиком упорного кольца 46.

При отказе контура привода задних тормозов, из-за его негерметичности, поршень 11 под давлением жидкости перемещается до упора в пробку главного цилиндра, после чего начинает возрастать давление в контуре привода передних тормозов. Вследствие свободного перемещение поршня 11 увеличивается свободный ход педали тормоза и действует только привод передних тормозов.

При выходе из строя контура привода передних тормозов поршень 15 продвигается вперед до упора в поршень 11, после чего начинает действовать контур привода задних тормозов. Свободный ход педали тормоза также увеличивается.

Следует помнить, что при увеличении свободного хода педали тормоза не рекомендуется неоднократно нажимать на педаль, так как это не ускорит торможение, а наоборот удлинит время срабатывания тормозов. Следует продолжать до конца нажимать на педаль и при необходимости применить стояночный тормоз.

При повреждении любого контура привода тормозов загорается лампа контроля уровня жидкости, сигнализируя о падении уровня жидкости в бачке.

Стояночная тормозная система через механический привод действует на тормозные механизмы задних колес. При подаче рычага 47 вверх, после выбора свободного хода рычага, равного 3-4 щелчкам, происходит натяжение троса привода и усилие передается на рычаги 21 ручного привода колодок. При повороте рычага 22 на пальце 23 усилие через разжимную планку 37 сначала передается на переднюю тормозную колодку до полного прижатия ее к барабану. После чего рычаг 22 перемещается относительно точки контакта с разжимной планкой, и его верхнее плечо прижимает другую колодку к барабану. При этом загорается красным мигающим светом контрольная лампа на комбиниции приборов, так как упор рычага отходит от штока включателя лампы, и цепь замыкается.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить