Конструкция стартера СТ - 221 ВАЗ-2107

Техническая характеристика

Номинальное напряжение, В  --  12

Номинальная мощность, кВт  --  1,3

Направление вращения (со стороны шестерни) правое

Масса стартера, кг ----- 8,5

Для пуска двигателя на большинстве выпускаемых автомоби­лей применяется стартер СТ-221 с электромагнитным включени­ем шестерни привода, с роликовой обгонной муфтой и дистанци­онным управлением. Он установлен с правой стороны двигателя и крепится фланцем к картеру сцепления тремя болтами.

Стартер СТ-221 рис. 1

С 1986 г. на части выпускаемых автомобилей устанавливается стартер 35.3708. Он отличается применением торцевого коллек­тора и тем, что у него три сериесных и одна шунтовая катушки в обмотке статора.

Стартер СТ-221 представляет собой четырехщеточный, четырехполюсный электродвигатель постоянного тока со смешанным возбуждением и состоит из корпуса 40 с обмотками возбуждения, якоря с приводом, двух крышек 11 и 25 и тягового реле. Крышки и корпус стартера стянуты двумя шпильками, которые заворачи­ваются в крышку 11 и изолированы пластмассовыми трубками для предохранения от замыкания с выводами  катушек обмотки статора.

Корпус изготовлен из свернутой в кольцо и сваренной встык стальной полосы и имеет четыре стальных полюса 39, закреп­ленных винтами. На полюсы надеты катушки обмотки. Корпус вместе с полюсами и обмоткой образует статор стартера.

Две сериесные катушки соединены между собой параллельно, а с обмоткой якоря - последовательно. Поскольку через них про­ходит основной ток, потребляемый стартером и зависящий от тормозного момента на валу якоря (чем больше момент, тем больше сила тока), то обмотка катушек состоит из медной ленты. Витки катушек изолированы друг от друга электроизоляционным картоном.

Шунтовые катушки соединены между собой последовательно, а с обмоткой якоря - параллельно. Через них протекает сравни­тельно небольшой ток, зависящий в основном от напряжения ак­кумуляторной батареи. Поэтому шунтовые катушки намотаны медным проводом в эмалевой изоляции. Все катушки статора об­мотаны хлопчатобумажной лентой и пропитаны лаком.

Якорь стартера состоит из вала 36, сердечника с обмоткой 41 и коллектора 31. Вал якоря вращается в двух пористых металлокерамических втулках 37, запрессованных в крышки стартера и пропитанных маслом. Осевой свободный ход вала якоря регули­руется подбором шайб 53 и должен быть в пределах 0,07-0,7 мм.

Сердечник якоря набран из пластин электротехнической стали толщиной 1 мм, напрессованных на среднюю часть вала, имею­щую продольную накатку. По краям сердечника установлены пластины из электроизоляционного картона. В сердечнике име­ются лазы полузакрытой формы, в которые уложена волновая обмотка якоря из медной ленты. В каждом пазу находится два проводника обмотки, изолированные от сердечника и между со­бой электроизоляционным картоном. Края обмотки, выходящие из пазов сердечника, стянуты бандажами, предохраняющими проводники обмотки от выгибания центробежной силой при высо­кой частоте вращения якоря. Бандажи выполнены из медной про­волоки, намотанной на подкладку из картона. У некоторых стар­теров бандаж имеется только со стороны привода и выполнен из капронового волокна. Концы обмотки припаяны к пластинам кол­лектора 31, напрессованного на вал.

Коллектор состоит из армированного двумя стальными кольца­ми пластмассового основания, на котором установлены изолиро­ванные друг от друга медные пластины ламели коллектора. У части стартеров пластмассовое основание коллектора может быть со стальной ступицей-втулкой.