В крышке 25, отлитой из алюминиевого сплава, закреплены за­клепками четыре стальных щеткодержателя 34 с меднографитовыми щетками. Два щеткодержателя изолированы от крышки

пластмассовыми пластинами внутренней 26 и наружной. Это щеткодержатели положительных щеток. К ним присоединяются выводы катушек, другие два щеткодержателя при кле­паны непосредственно к крышке 25 и, следовательно, соединены с массой. Это щеткодержатели отрицательных щеток. К одному из этих щеткодержателей присоединяется вывод шунтовых кату­шек. Шетки прижимаются к коллектору спиральными пружинами с силой до 10 Н (1 кгс).

На переднем конце вала якоря установлен привод стартера, состоящий из роликовой обгонной муфты и шестерни 1. Назначе­ние обгонной муфты - передавать крутящий момент от вала якоря стартера к венцу маховика при пуске двигателя, а после пуска, ра­ботая в режиме обгона, не допускать передачи крутящего момен­та от маховика на якорь. Иначе может произойти выброс обмотки якоря из пазов сердечника из-за "разноса" чрезмерно высокой частоты вращения якоря маховиком работающего двигателя.

Муфта состоит из ступицы 46, наружного кольца 5 с роликами 3 и внутреннего кольца, объединенного с шестерней 1 привода. На ступице 46 муфты установлены пластмассовый центрирующий диск с поводковым стальным кольцом 44 и пластмассовый огра­ничительный диск 45, прижатые пружиной к стопорному кольцу на ступице. Ступица имеет с одной стороны внутренние винто­вые шлицы и может поворачиваясь перемещаться по винтовым шлицам вала якоря. С другой стороны в ступицу запрессован пропитанный маслом металлокерамический вкладыш 48, сколь­зящий по гладкой части вала якоря. К ступице тремя заклепкам и крепится наружное кольцо 5 обгонной муфты, в котором разме­щены три ролика 3 с плунжерами 55, пружинами и направляющи­ми стержнями 54. Эти детали удерживаются от выпадения сталь­ным кожухом 6. На стартерах более поздних выпусков цилиндри­ческие плунжеры заменены Г-образными пластинчатыми толка­телями. Пазы, в которых находятся ролики 3, имеют переменную ширину. Пружинами ролики прижимаются в узкую часть паза, в которой они при передаче вращения от стартера к венцу махови­ка заклиниваются между наружным 5 и внутренним кольцом муфты и передают вращение от наружного кольца к внутренне­му, т.е. от вала к шестерне. После пуска двигателя шестерня, а следовательно и внутреннее кольцо, станет вращаться быстрее (т.е. обгонять наружное) и ролики будут выброшены в широкую часть паза, где они будут свободно проворачиваться не заклини­ваясь и крутящий момент муфтой передаваться не будет.

Кожухом 6 закреплены также два упорных полукольца 4, входя­щих в кольцевую проточку шестерни 1. Шестерня имеет латун­ную втулку с включениями из графита и может свободно переме­щаться по гладкому концу вала якоря и вращаться на нем.

Крышка 11 стартера со стороны привода отлита из чугуна, так как фланцем крышки стартер крепится к картеру сцепления и она испытывает наибольшие нагрузки. Для обеспечения правильного зацепления шестерни стартера с венцом маховика на крышке 11 имеется центрирующий поясок, входящий в отверстие кожуха сцепления. На крышке закреплено тяговое реле.

Электромагнитное тяговое реле стартера служит для ввода шестерни 1 в зацепление с венцом маховика и для замыкания цепи питания обмоток якоря и статора. На каркасе из латунной трубки и двух картоных щек намотаны две обмотки: удерживаю­щая (намотана снаружи) и втягивающая (намотана внутри). Обе обмотки намотаны в одну сторону. Начала обмоток припаяны к штекеру "50". Конец удерживающей обмотки приварен к фланцу 20, т.е. соединен с массой", а конец втягивающей обмотки под­веден к нижнему контактному болту 24. На стартерах выпуска до 1981 г. была только одна обмотка.

Стальные фланцы 15 и 20 вместе с ярмом образуют магнитную систему реле. К фланцу 20 приварен сердечник 19. На якоре 13 реле с одной стороны приклепана тяга 10 для сцепления с рыча­гом 9, а с другой стороны завальцован стержень 17, проходящий сквозь отверстие в сердечнике и имеющий на конце подпружи­ненную медную контактную пластину 2т. С целью улучшения скольжения якоря и для устранения заеданий, на стержень 17 якоря надета втулка из полиамидной пластмассы. При включе­нии реле контактная пластина 21 замыкает два неподвижных контакта, выполненные в виде медных болтов 24, закрепленных гайками на пластмассовой крышке 23. К нижнему контактному болту присоединяются выводы обмотки статора, а к верхнему -провод от аккумуляторной батареи. Фланцы реле стянуты вместе с крышкой 23 тремя болтами. Этими же болтами реле крепится к крышке стартера.

Тяговое усилие от реле передается к приводу стартера через пластмассовый рычаг 9, закрепленный на оси в крышке 11. В пазы вилки рычага входят ушки поводкового кольца 44.

Схема соединений стартера СТ-221 рис. 2

Стартер включается с помощью вспомогательного реле 56 ти­па РС-534 или 113.3747-10, установленного в моторном отсеке на правом брызговике. До 1986 г. это реле не применялось и на­пряжение на обмотки тягового реле подавалось непосредственно от выключателя зажигания. Тогда штекер "50" стартера соеди­нялся красным проводом (показан на рисунке) с монтажным бло­ком. Со вспомогательным реле этот провод не ставится.

При повороте ключа в положение II ("Стартер") замыкаются контакты "30" и "50" выключателя зажигания 58 и через обмотку вспомогательного реле 56 начинает протекать ток, замыкающий­ся по пути: "плюс" аккумуляторной батареи зажим - "30" генерато­ра - монтажный блок 57 - контакты "30" и "50" выключателя зажига­ния 58 монтажный блок обмотка вспомогательного реле 56 - масса.

Контакты вспомогательного реле замыкаются и через них идет ток в обмотки тягового реле по пути: "плюс" аккумуляторной ба­тареи - зажим "30" генератора - контакты "87" и 30" вспомога­тельного реле - штекер "50" стартера. Здесь путь тока раздваи­вается на две параллельные ветви. Одна проходит через удер­живающую обмотку (на схеме слева) тягового реле и на "массу", а вторая - через втягивающую обмотку (на схеме справа), через обмотки статора и якоря тоже на "массу".

Передвигаясь, якорь тягового реле через рычаг 9 перемещает обгонную муфту с шестерней. Ступица обгонной муфты, прово­рачиваясь на винтовых шлицах вала 36 якоря стартера, повора­чивает также и шестерню 1, что облегчает ее ввод в зацепление с венцом маховика. Кроме того, фаски на боковых кромках зубьев шес­терни и венца маховика, а также буферная пружина, передающая усилие от рычага 9 ступице 46 муфты, облегчают ввод шестерни в зацепление и смягчают удар шестерни в венец маховика.

При замыкании контактных болтов втягивающая обмотка (на схеме справа) реле обесточивается, так как оба ее конца оказы­ваются соединенными с "плюсом" аккумуляторной батареи. Но поскольку якорь реле уже втянут, то для его Удержания в этом положении требуется сравнительно небольшой магнитный поток, который создает удерживающая обмотка (на схеме слева).

После замыкания контактов тягового реле через обмотки стато­ра и якоря начинает протекать ток. В результате взаимодействия магнитных полей, создаваемых током, якорь стартера начинает вращаться. Вращение якоря через винтовые шлицы передается ступице 46 и наружному кольцу 5 обгонной муфты стартера. По­скольку ролики 3 муфты смещены пружинами в узкую часть паза на­ружного кольца, а шестерня тормозится венцом маховика, то ролики заклиниваются между наружным и внутренним кольцом обгонной муфты и крутящий момент от вала якоря передается через муф­ту и шестерню к венцу маховика. Одновременно, в результате торможения шестерни и вращения якоря ступица 46 муфты свин­чивается со шлицев вала якоря и шестерня досылается до упора в кольцо 50, полностью входя в зацепление с маховиком.

После возвращения ключа в положение I ("Зажигание"), вспо­могательное реле 56 отключается. Его контакты размыкаются и цепь питания тягового реле стартера через вспомогательное прерывается. Теперь ток идет по следующему пути: "плюс" акку­муляторной батареи - замкнутые контакты тягового реле - втяги­вающая, а затем удерживающая обмотки тягового реле масса. Якорь реле пружинами отжимается в исходное положение и кон­такты реле размыкаются, отключая питание обмоток якоря и ста­тора стартера.

Одновременно якорь тягового реле рычагом 9 передвигает об­гонную муфту назад в исходное положение и выводит шестерню из зацепления с венцом маховика. Возвратная пружина 12 через рычаг, диск 43 и ограничитель 42 давит на якорь в сторону крыш­ки 25. Тормозной диск 28 вала якоря упирается в тормозной диск 27 крышки, и якорь быстро прекращает вращение.

ПС:

На автомобилях ВАЗ-2101, -2102 и их модификациях применялся стартер СТ-221 с цилиндрическим коллектором. В настоящее время этот стартер не выпускается, а вместо него можно устанавливать стартер 35.3708 с торцевым коллектором, который сейчас применяется на автомобилях «Жигули». Стартер 35.3708 полностью взаимозаменяем со стартером СТ-221 и отличается от него только устройством задней части и обмоткой статора, которая состоит из одной шунтовой и трех сервисных катушек (у стартера СТ-221 в обмотке статора имелось две шунтовых и две сервисных катушки).