Приборы контроля ВАЗ-2104

На автомобилях ВАЗ-2105 и ВАЗ-2104 все контрольные прибо­ры расположены на щитке приборов. На нем находятся: спидо­метр 19, вольтметр 27, блок 15 контрольных ламп, комбинация приборов 28, а также четыре выключателя.

Щиток приборов крепится к панели приборов с помощью двух винтов, закрытых зКонтрольные приборы ВАЗаглушками 22. Чтобы снять щиток для замены перегоревших ламп или поврежденных приборов, необходимо снять отверткой заглушки 22, отвернуть винты и аккуратно вы­нуть щиток приборов из гнезда панели приборов. При Остановке щитка на место надо не допускать резких перегибов гибкого вала привода спидометра, приводящих к остаточной деформации обо­лочки вала. Радиусы изгиба вала в смонтированном состоянии должны быть не менее 100 мм.

Комбинация приборов применяется типа 12.3801. Она состо­ит из двух приборов указателя 13 температуры охлаждающей жидкости и указателя 29 уровня топлива. Кроме того, в ней име­ется три контрольные лампы: 30 - резерва топлива, 12 - недос­таточного давления масла и 14 - заряда аккумуляторной бата­реи. Комбинация приборов крепится к щитку с помошью двух скоб и гаек. Корпус комбинации приборов пластмассовый. Спере­ди к нему, крепится наружный ободок со стеклом, а сзади закреп­лена печатная плата из фольгированного стеклотекстолита, на которой установлены механизмы указателей, а также диод 10 за­щиты приборов. Диод подключен между проводником "+" и "мас­сой". Через него замыкаются на массу импульсы обратных токов, что предохраняет от размагничивания постоянные магниты ука­зателей. Чтобы исключить взаимное влияние магнитных полей указателей, между ними находятся стальные экраны.

Характерной особенностью комбинации приборов и спидомет­ра является коническая форма защитного стекла шкал. Такая форма позволяет устранить блики, мешающие считывать показа­ния приборов. Чтобы не повредить стекло, нельзя очищать его с помощью растворителей.

Существует две разновидности комбинации приборов, разли­чающиеся схемой включения контрольной лампы заряда аккуму­ляторной батареи. До 1988 г., когда применялся генератор Г-222, один вывод лампы соединялся с "массой", а второй со штекером "87" контрольной лампы заряда, если оно имелось на автомоби­ле. С 1988 г., когда стал устанавливаться генератор 37.3701, один вывод лампы стал соединяться с "плюсом" питания, а вто­рой с выводом "61" генератора.

Спидометр. На автомобилях ВАЗ-2105 и ВАЗ-2104 применяет­ся спидометр типа 17.3802. Он крепится к щитку приборов с по­мощью двух скоб и гаек.

Спидометр имеет стрелочный указатель скорости автомобиля и счетчик пройденного пути. Механизмы спидометра приводятся в действие гибким валом от привода, установленного на задней крышке коробки передач. Один оборот гибкого вала соответству­ет 1 м пройденного пути. В нижней части спидометра расположе­ны три информационные контрольные лампы 24, 25 и 26 типа АМН 12-3, которые извещают водителя о включении дальнего света фар, указателей поворота и наружного освещения. Гнезда ламп закрыты цветными светофильтрами.

Механизм указателя скорости спидометра состоит из постоян­ного магнита, установленного на приводном валике и алюминие­вой картушки (в виде стаканчика), закрепленной на оси вместе со стрелкой. При вращении магнита магнитные силовые линии про­низывают картушку и индуктируют в ней ЭДС, под действием ко­торой в картушке возникают вихревые токи. Эти токи создают собственное магнитное поле картушки. В результате взаимодей­ствия вращающегося магнитного поля постоянного магнита и магнитного поля картушки на нее действует крутящий момент, который поворачивает картушку, а вместе с ней и стрелку в сто­рону вращения магнита.

Указатель уровня топлива магнитоэлектрического типа, при­меняется в паре с датчиком типа БМ-150, который устанавлива­ется в топливном баке. Этим датчиком включается также кон­трольная лампа 30 резерва топлива, когда в баке осталось 4-6,5 л (или 5-7,5 л на автомобилях ВАЗ-2104).

Указатель имеет стальной штампованный корпус, в котором двумя гайками закреплен пластмассовый каркас 9 с катушками и шкалой. В нижней левой части корпуса размещена втулка с лам-подержателем контрольной лампы 30 резерва топлива.

Механизм указателя состоит из пластмассового каркаса, на ко­тором намотаны катушки, и оси со стрелкой, постоянным магни­том 8 и противовесом 7. Ось стрелки вращается в двух подшип­никах, один из которых выполнен в виде винта и с его помощью при сборке регулируют свободный ход оси. В гнезде этого винта находится специальная демпфирующая смазка, не допускающая вибрации стрелки при движении автомобиля. Противовес служит для уравновешивания массы магнита и для установки стрелки на отметку "0" при выключенном приборе.

Катушки имеют три обмотки, одна из которых намотана перпен­дикулярно двум другим. Таким образом, на постоянный магнит действует три магнитных потока, создаваемых тремя обмотками. Направление их определяется по правилу буравчика. Приборы с таким принципом действия называются еще логометрическими.

Датчик имеет проволочный реостат 39, по которому скользит контакт 40, управляемый поплавком. В зависимости от уровня то­плива поплавок поднимается или опускается и перемещает под­вижный контакт реостата, изменяя сопротивление датчика.

При сопротивлении датчика 285-335 Ом стрелка указателя должна находиться в начале шкалы, при 100-135 Ом в середине шкалы, а при 7-25 Ом в конце шкалы. Когда поплавок датчика на­ходится в нижнем положении, контакт 38 замыкается с неподвиж­ным контактом, связанным с выводом "%" датчика и включается контрольная лампа 30.

Указатель температуры охлаждающей жидкости измеряет температуру охлаждающей жидкости в системе охлаждения дви­гателя и работает совместно с датчиком ТМ-106. Также как и ука­затель уровня топлива он магнитоэлектрический и имеет такую же конструкцию и принцип действия. Отличается данными обмо­ток и отсутствием контрольной лампы.

Датчик ТМ-106 заворачивается в головку цилиндров. Чувстви­тельным элементом в нем является терморезистор 1, изменяю­щий свое сопротивление при изменении температуры. Терморе­зистор прижат пружиной 2 к донышку корпуса 5, т.е. одна его сто­рона через корпус соединена с "массой". Другая сторона термо­резистора через пружину соединена с выводным штекером, за­крепленным в пластмассовой крышке 6. Если сопротивление датчика составляет 1000-5000 Ом, стрелка должна находиться в начале шкалы, а при сопротивлении 98-110 Ом в начале красной зоны шкалы (при температуре указателя 20 °С).

Вольтметр. На автомобилях ВАЗ-2105 и ВАЗ-2104 применяет­ся вольтметр типа 12.3812. Он крепится к щитку приборов с по­мощью скобы.

Механизм вольтметра магнитоэлектрического типа. Он состоит из катушки, намотанной на разъемном пластмассовом каркасе. В отверстиях каркаса вращается ось стрелки, на которой закреплен постоянный магнит, взаимодействующий с магнитным полем, создаваемым катушкой. Снаружи катушки расположены два по­стоянных магнита. Один неподвижный, а другой установлен на конце винта и может перемещаться при вращении винта. Посто­янные магниты служат для удержания стрелки в начале шкалы.

При прохождении тока в катушке вольтметра создается магнит­ное поле и подвижный магнит устанавливается по направлению результирующего магнитного потока, который складывается из магнитных потоков постоянных магнитов и катушки. Чем больше сила тока, проходящего через катушку, тем на большую величи­ну отклоняется стрелка. Последовательно с катушкой включен дополнительный резистор. Его сопротивление рассчитано так, чтобы при напряжении 16 В стрелка отклонялась до конца шкалы.

Механизм вольтметра заключен в стальной экран, который слу­жит для усиления магнитного потока внутри катушки. Экран вме­сте с механизмом установлен на стальном основании, на кото­ром также закреплены штекеры выводов вольтметра и дополни­тельный резистор. Основание крепится к корпусу вольтметра двумя винтами.

Контрольная лампа давления масла 12 недостаточного дав­ления масла в системе смазки двигателя включается датчиком типа ММ-120, который завернут в блок цилиндров 37 с левой сто­роны и контролирует давление масла в главной масляной маги­страли блока цилиндров.

В стальном корпусе 5 датчика завальцованы диафрагма 36 из полиэфирной пленки и неподвижный контакт, соединенный с кор­пусом датчика (с "массой"). Если давление в системе смазки дви­гателя ниже 0,02-0,06 МПа (0,2-0,6 кгс/см2), то подвижный контакт 34 датчика прижат пружиной к неподвижному, цепь питания кон­трольной лампы 12 замкнута и лампа горит. Как только давление масла превысит 0,02-0,06 МПа (0,2-0,6 кгс/см2), оно выгибает диафрагму 36 и, преодолевая сопротивление пружины, толкате­лем отжимает подвижный контакт от неподвижного. Цепь пита­ния контрольной лампы размыкается и лампа гаснет.

Блок контрольных ламп крепится в центре щитка приборов двумя самонарезающими винтами. Блок имеет пластмассовый корпус, разделенный перегородками на секции. Одна секция яв­ляется резервной, а в остальных устанавливаются бесцокольные контрольные лампы типа А12-1,2.

Спереди к корпусу ультразвуковой сваркой приварен пластмас­совый двухцветный рассеиватель. Нижняя его половина оранже­вая, а верхняя красная (в зоне контрольных ламп тормозной сис­темы). Сзади к корпусу прикреплена печатная плата из фольги­рованного стеклотекстолита. На плате устанавливаются патроны с контрольными лампами и припаиваются провода.

С 1989 г. применяется блок контрольных ламп с шестью лампа­ми. Добавились контрольные лампы воздушной заслонки карбю­ратора и включения обогрева заднего стекла.

Контрольные лампы тормозной системы. Контрольная лам­па 17 стояночного тормоза включается через реле-прерыватель 50 типа РС-492. Она начинает "мигать" когда поднят рычаг стояноч­ного тормоза. В этом случае выключатель 51 замкнут на "массу" и ток идет от предохранителя "10" монтажного блока по двум цепям. Одна цепь замыкается на "массу" по пути: предохранитель "10" - оранже­вый провод контрольная лампа 17 розовый провод штекер "L" реле-прерыватель 50 и через его замкнутые контакты на штекер "+" -по коричневому проводу к выключателю 51 и на "массу". Другая цепь замыкается на "массу" по пути: предохранитель "10" мон­тажного блока - оранжевый провод - штекер "-", обмотка реле-прерывателя и через его замкнутые контакты к штекеру "+" затем по коричневому проводу к выключателю 51 и на "массу".

Ток, протекающий по обмотке реле-прерывателя, разогревает ее. Биметаллическая пластинка реле-прерывателя от нагревания выгибается и контакты реле-прерывателя размыкаются. Ток в обеих цепях прерывается и лампа 17 гаснет. Затем биметалли­ческая пластинка остывает и принимает прежнюю срорму. Контакты реле-прерывателя снова замыкаются, включая контрольную лампу, и описанный цикл повторяется с частотой 60-120 раз в минуту, создавая мигание контрольной лампы стояночного тормоза.

С 1995 г. реле-прерыватель 50 на автомобилях не устанавли­вается и теперь при торможении автомобиля стояночным тормо­зом контрольная лампа 17 горит постоянным светом, не мигая.

Контрольная лампа 16 уровня тормозной жидкости включается датчиком 47, расположенным в крышке бачка главного цилиндра гидропривода тормозов, когда уровень жидкости становится ми­нимально допустимым. При этом ток идет по цепи: предохрани­тель "10" монтажного блока оранжевый провод контрольная лам­па 16 - розовый провод с голубой полоской, через монтажный блок замкнутые контакты датчика и по черному проводу на мас­су. С 1989 г. одновременно с установкой шестилампового блока контрольных ламп изменилась и схема включения контрольной лампы 16 уровня тормозной жидкости. Теперь к одному выводу датчика 47 подходит оранжевый провод от предохранителя "10 , а другой конец розовым проводом с голубой полоской через мон­тажный блок соединяется с контрольной лампой 16. При этом второй вывод лампы соединен с "массой".

Также с 1989 г. добавилась цепь проверки исправности кон­трольной лампы 16 уровня тормозной жидкости. Тот вывод лампы, к которому подходит провод от датчика, соединен еще красным про­водом через диод со штекером "50" выключателя зажигания. При включении стартера к лампе 16 через диод подается напряже­ние, и она загорается. После выключения стартера лампа гаснет.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить