Приборы контроля ВАЗ-2104

На автомобилях ВАЗ-2105 и ВАЗ-2104 все контрольные прибо­ры расположены на щитке приборов. На нем находятся: спидо­метр 19, вольтметр 27, блок 15 контрольных ламп, комбинация приборов 28, а также четыре выключателя.

Щиток приборов крепится к панели приборов с помощью двух винтов, закрытых заглушками 22. Чтобы снять щиток для замены перегоревших ламп или поврежденных приборов, необходимо снять отверткой заглушки 22, отвернуть винты и аккуратно вы­нуть щиток приборов из гнезда панели приборов. При Остановке щитка на место надо не допускать резких перегибов гибкого вала привода спидометра, приводящих к остаточной деформации обо­лочки вала. Радиусы изгиба вала в смонтированном состоянии должны быть не менее 100 мм.

Контрольные приборы ВАЗрис. 1

Комбинация приборов применяется типа 12.3801. Она состо­ит из двух приборов указателя 13 температуры охлаждающей жидкости и указателя 29 уровня топлива. Кроме того, в ней име­ется три контрольные лампы: 30 - резерва топлива, 12 - недос­таточного давления масла и 14 - заряда аккумуляторной бата­реи. Комбинация приборов крепится к щитку с помощью двух скоб и гаек. Корпус комбинации приборов пластмассовый. Спере­ди к нему, крепится наружный ободок со стеклом, а сзади закреп­лена печатная плата из фольгированного стеклотекстолита, на которой установлены механизмы указателей, а также диод 10 за­щиты приборов. Диод подключен между проводником "+" и "мас­сой". Через него замыкаются на массу импульсы обратных токов, что предохраняет от размагничивания постоянные магниты ука­зателей. Чтобы исключить взаимное влияние магнитных полей указателей, между ними находятся стальные экраны.

Характерной особенностью комбинации приборов и спидомет­ра является коническая форма защитного стекла шкал. Такая форма позволяет устранить блики, мешающие считывать показа­ния приборов. Чтобы не повредить стекло, нельзя очищать его с помощью растворителей.

Существует две разновидности комбинации приборов, разли­чающиеся схемой включения контрольной лампы заряда аккуму­ляторной батареи. До 1988 г., когда применялся генератор Г-222, один вывод лампы соединялся с "массой", а второй со штекером "87" контрольной лампы заряда, если оно имелось на автомоби­ле. С 1988 г., когда стал устанавливаться генератор 37.3701, один вывод лампы стал соединяться с "плюсом" питания, а вто­рой с выводом "61" генератора.

Спидометр. На автомобилях ВАЗ-2105 и ВАЗ-2104 применяет­ся спидометр типа 17.3802. Он крепится к щитку приборов с по­мощью двух скоб и гаек.

Спидометр имеет стрелочный указатель скорости автомобиля и счетчик пройденного пути. Механизмы спидометра приводятся в действие гибким валом от привода, установленного на задней крышке коробки передач. Один оборот гибкого вала соответству­ет 1 м пройденного пути. В нижней части спидометра расположе­ны три информационные контрольные лампы 24, 25 и 26 типа АМН 12-3, которые извещают водителя о включении дальнего света фар, указателей поворота и наружного освещения. Гнезда ламп закрыты цветными светофильтрами.

Механизм указателя скорости спидометра состоит из постоян­ного магнита, установленного на приводном валике и алюминие­вой катушки (в виде стаканчика), закрепленной на оси вместе со стрелкой. При вращении магнита магнитные силовые линии про­низывают катушку и индуктируют в ней ЭДС, под действием ко­торой в катушке возникают вихревые токи. Эти токи создают собственное магнитное поле катушки. В результате взаимодей­ствия вращающегося магнитного поля постоянного магнита и магнитного поля катушки на нее действует крутящий момент, который поворачивает катушку, а вместе с ней и стрелку в сто­рону вращения магнита.

Указатель уровня топлива магнитоэлектрического типа, при­меняется в паре с датчиком типа БМ-150, который устанавлива­ется в топливном баке. Этим датчиком включается также кон­трольная лампа 30 резерва топлива, когда в баке осталось 4-6,5 л (или 5-7,5 л на автомобилях ВАЗ-2104).

Указатель имеет стальной штампованный корпус, в котором двумя гайками закреплен пластмассовый каркас 9 с катушками и шкалой. В нижней левой части корпуса размещена втулка с ламподержателем контрольной лампы 30 резерва топлива.

Механизм указателя состоит из пластмассового каркаса, на ко­тором намотаны катушки, и оси со стрелкой, постоянным магни­том 8 и противовесом 7. Ось стрелки вращается в двух подшип­никах, один из которых выполнен в виде винта и с его помощью при сборке регулируют свободный ход оси. В гнезде этого винта находится специальная демпфирующая смазка, не допускающая вибрации стрелки при движении автомобиля. Противовес служит для уравновешивания массы магнита и для установки стрелки на отметку "0" при выключенном приборе.

Катушки имеют три обмотки, одна из которых намотана перпен­дикулярно двум другим. Таким образом, на постоянный магнит действует три магнитных потока, создаваемых тремя обмотками. Направление их определяется по правилу буравчика. Приборы с таким принципом действия называются еще логометрическими.