Датчик имеет проволочный реостат 39, по которому скользит контакт 40, управляемый поплавком. В зависимости от уровня то­плива поплавок поднимается или опускается и перемещает под­вижный контакт реостата, изменяя сопротивление датчика.

При сопротивлении датчика 285-335 Ом стрелка указателя должна находиться в начале шкалы, при 100-135 Ом в середине шкалы, а при 7-25 Ом в конце шкалы. Когда поплавок датчика на­ходится в нижнем положении, контакт 38 замыкается с неподвиж­ным контактом, связанным с выводом "%" датчика и включается контрольная лампа 30.

Указатель температуры охлаждающей жидкости измеряет температуру охлаждающей жидкости в системе охлаждения дви­гателя и работает совместно с датчиком ТМ-106. Также как и ука­затель уровня топлива он магнитоэлектрический и имеет такую же конструкцию и принцип действия. Отличается данными обмо­ток и отсутствием контрольной лампы.

Датчик ТМ-106 заворачивается в головку цилиндров. Чувстви­тельным элементом в нем является терморезистор 1, изменяю­щий свое сопротивление при изменении температуры. Терморе­зистор прижат пружиной 2 к донышку корпуса 5, т.е. одна его сто­рона через корпус соединена с "массой". Другая сторона термо­резистора через пружину соединена с выводным штекером, за­крепленным в пластмассовой крышке 6. Если сопротивление датчика составляет 1000-5000 Ом, стрелка должна находиться в начале шкалы, а при сопротивлении 98-110 Ом в начале красной зоны шкалы (при температуре указателя 20 °С).

Вольтметр. На автомобилях ВАЗ-2105 и ВАЗ-2104 применяет­ся вольтметр типа 12.3812. Он крепится к щитку приборов с по­мощью скобы.

Механизм вольтметра магнитоэлектрического типа. Он состоит из катушки, намотанной на разъемном пластмассовом каркасе. В отверстиях каркаса вращается ось стрелки, на которой закреплен постоянный магнит, взаимодействующий с магнитным полем, создаваемым катушкой. Снаружи катушки расположены два по­стоянных магнита. Один неподвижный, а другой установлен на конце винта и может перемещаться при вращении винта. Посто­янные магниты служат для удержания стрелки в начале шкалы.

При прохождении тока в катушке вольтметра создается магнит­ное поле и подвижный магнит устанавливается по направлению результирующего магнитного потока, который складывается из магнитных потоков постоянных магнитов и катушки. Чем больше сила тока, проходящего через катушку, тем на большую величи­ну отклоняется стрелка. Последовательно с катушкой включен дополнительный резистор. Его сопротивление рассчитано так, чтобы при напряжении 16 В стрелка отклонялась до конца шкалы.

Механизм вольтметра заключен в стальной экран, который слу­жит для усиления магнитного потока внутри катушки. Экран вме­сте с механизмом установлен на стальном основании, на кото­ром также закреплены штекеры выводов вольтметра и дополни­тельный резистор. Основание крепится к корпусу вольтметра двумя винтами.

Контрольная лампа давления масла 12 недостаточного дав­ления масла в системе смазки двигателя включается датчиком типа ММ-120, который завернут в блок цилиндров 37 с левой сто­роны и контролирует давление масла в главной масляной маги­страли блока цилиндров.

В стальном корпусе 5 датчика завальцованы диафрагма 36 из полиэфирной пленки и неподвижный контакт, соединенный с кор­пусом датчика (с "массой"). Если давление в системе смазки дви­гателя ниже 0,02-0,06 МПа (0,2-0,6 кгс/см2), то подвижный контакт 34 датчика прижат пружиной к неподвижному, цепь питания кон­трольной лампы 12 замкнута и лампа горит. Как только давление масла превысит 0,02-0,06 МПа (0,2-0,6 кгс/см2), оно выгибает диафрагму 36 и, преодолевая сопротивление пружины, толкате­лем отжимает подвижный контакт от неподвижного. Цепь пита­ния контрольной лампы размыкается и лампа гаснет.

Блок контрольных ламп крепится в центре щитка приборов двумя самонарезающими винтами. Блок имеет пластмассовый корпус, разделенный перегородками на секции. Одна секция яв­ляется резервной, а в остальных устанавливаются бесцокольные контрольные лампы типа А12-1,2.

Спереди к корпусу ультразвуковой сваркой приварен пластмас­совый двухцветный рассеиватель. Нижняя его половина оранже­вая, а верхняя красная (в зоне контрольных ламп тормозной сис­темы). Сзади к корпусу прикреплена печатная плата из фольги­рованного стеклотекстолита. На плате устанавливаются патроны с контрольными лампами и припаиваются провода.

С 1989 г. применяется блок контрольных ламп с шестью лампа­ми. Добавились контрольные лампы воздушной заслонки карбю­ратора и включения обогрева заднего стекла.

Контрольные лампы тормозной системы. Контрольная лам­па 17 стояночного тормоза включается через реле-прерыватель 50 типа РС-492. Она начинает "мигать" когда поднят рычаг стояноч­ного тормоза. В этом случае выключатель 51 замкнут на "массу" и ток идет от предохранителя "10" монтажного блока по двум цепям. Одна цепь замыкается на "массу" по пути: предохранитель "10" - оранже­вый провод контрольная лампа 17 розовый провод штекер "L" реле-прерыватель 50 и через его замкнутые контакты на штекер "+" -по коричневому проводу к выключателю 51 и на "массу". Другая цепь замыкается на "массу" по пути: предохранитель "10" мон­тажного блока - оранжевый провод - штекер "-", обмотка реле-прерывателя и через его замкнутые контакты к штекеру "+" затем по коричневому проводу к выключателю 51 и на "массу".

Ток, протекающий по обмотке реле-прерывателя, разогревает ее. Биметаллическая пластинка реле-прерывателя от нагревания выгибается и контакты реле-прерывателя размыкаются. Ток в обеих цепях прерывается и лампа 17 гаснет. Затем биметалли­ческая пластинка остывает и принимает прежнюю форму. Контакты реле-прерывателя снова замыкаются, включая контрольную лампу, и описанный цикл повторяется с частотой 60-120 раз в минуту, создавая мигание контрольной лампы стояночного тормоза.

С 1995 г. реле-прерыватель 50 на автомобилях не устанавли­вается и теперь при торможении автомобиля стояночным тормо­зом контрольная лампа 17 горит постоянным светом, не мигая.

Контрольная лампа 16 уровня тормозной жидкости включается датчиком 47, расположенным в крышке бачка главного цилиндра гидропривода тормозов, когда уровень жидкости становится ми­нимально допустимым. При этом ток идет по цепи: предохрани­тель "10" монтажного блока оранжевый провод контрольная лам­па 16 - розовый провод с голубой полоской, через монтажный блок замкнутые контакты датчика и по черному проводу на мас­су. С 1989 г. одновременно с установкой шестилампового блока контрольных ламп изменилась и схема включения контрольной лампы 16 уровня тормозной жидкости. Теперь к одному выводу датчика 47 подходит оранжевый провод от предохранителя "10 , а другой конец розовым проводом с голубой полоской через мон­тажный блок соединяется с контрольной лампой 16. При этом второй вывод лампы соединен с "массой".

Также с 1989 г. добавилась цепь проверки исправности кон­трольной лампы 16 уровня тормозной жидкости. Тот вывод лампы, к которому подходит провод от датчика, соединен еще красным про­водом через диод со штекером "50" выключателя зажигания. При включении стартера к лампе 16 через диод подается напряже­ние, и она загорается. После выключения стартера лампа гаснет.