Система смазки двигателей ВАЗ

Система смазки двигателя за счет подачи масла к трущимся поверхностям обеспечивает:

- уменьшение трения и повышение механического КПД двигате­ля; уменьшение износа трущихся деталей;

- охлаждение деталей двигателя и вынос продуктов износа из сопряжений деталей двигателя.

схема системы смазки ВАЗ-2105Рис. 1-Масляный насос 2. Кронштейн масляного фильтра. 3. Ка­нал подачи масла от насоса к фильтру. 4. Горизонтальный канал в блоке цилиндров для подачи масла от фильтра в масляную магист­раль. 5. Канал в блоке цилиндров для подачи масла к шестерне при­вода масляного насоса и распределителя зажигания. 6. Канал в шей­ке коленчатого вала. 7. Передний сальник коленчатого вала. 8. Ка­нал подачи масла от масляной магистрали к коренному подшипнику и к валику привода вспомогательных агрегатов. 9. Втулка шестерни привода масляного насоса и распределителя зажигания. 10. Валик привода вспомогательных агрегатов. 11. Полость слива масла в кар­тер двигателя. 12. Шкив распределительного вала. 13. Сальник распределительного вала. 14. Канал в кулачке распределительного ва­ла. 15. Магистральный канал в распределительном вале. 16. Канал в опорной шейке распределительного вала. 17. Корпус подшипников распределительного вала. 18. Кольцевая выточка на средней опор­ной шейке. 19. Крышка маслоналивной горловины. 20. Наклонный канал в головке цилиндров для подачи масла к газораспредели­тельному механизму. 21. Вертикальный канал в блоке цилиндров для подачи масла к газораспределительному механизму. 22. Магист­ральный канал в блоке цилиндров. 23. Датчик контрольной лампы давления масла. 24. Канал подачи масла к коренному подшипнику коленчатого вала. 25. Канал подачи масла от коренного подшипника к шатунному. 26. Педепускной клапан масляного фильтра. 27. Бу­мажный фильтрующий элемент масляного фильтра. 28. Противодренажный клапан. 29. Вытяжной коллектор вентиляции картера. 30 Пламегаситель. 31. Маслоотделитель. 32. Сливная трубка. 33. Золотник на оси дроссельной заслонки первичной камеры кар­бюратора. 34. Калиброванное отверстие. 35. Дроссельная заслонка. 36. Шланг отвода картерных газов в задроссельное пространство карбюратора. 37. Фильтрующий элемент воздушного фильтра. I - Схема вентиляции картера двигателя. II- Схема работы золотнико­вого устройства. Ill - При малой частоте вращения коленчатого вала. iV- При высокой частоте вращения коленчатого вала

Смазывание трущихся деталей наряду с подбором материалов и вида обработки их поверхностей эффективно повышает долго­вечность двигателя. Система смазки также обеспечивает очистку циркулирующего масла от механических и других вредных при­месей при прохождении его через масляный фильтр с бумажным фильтрующим элементом.

Масло для двигателя имеет комплекс присадок, обеспечиваю­щих высокие смазочные свойства г/асла, стойкость против окис­ления и возможность работы в широком интервале температур.

Необходимый для нормальной работы двигателя запас масла находится непосредственно в картере двигателя. Заправку мас­ла в картер двигателя производят через маслоналивную горло­вину, герметично закрываемую крышкой 19. Отработанное масло сливают из системы через отверстие, закрытое резьбовой проб­кой. Вместимость системы смазки 3,75 л. Уровень масла контро­лируется по меткам на указателе уровня.

Давление масла на прогретом двигателе при средних оборотах коленчатого вала составляет 0,35-0,45 МПа (3,5-4,5 кгс/см2).

Система смазки двигателя комбинированная: под давлением и разбрызгиванием. Под давлением смазываются коренные и ша­тунные подшипники, опоры распределительного вала, втулка шестерни и валика привода масляного насоса и распределителя зажигания.

Маслом, вытекающим из зазоров и разбрызгиваемым движу­щимися деталями, смазываются стенки цилиндров, поршни с поршневыми кольцами, поршневые пальцы в бобышках поршня, ь^епь привода газораспределительного механизма, опоры рыча­гов привода клапанов, а также стержни клапанов в их направ­ляющих втулках.

В систему смазки входят: масляный насос 1, приемный патру­бок с фильтрующей сеткой, прикрепленный к корпусу насоса; полнопоточный масляный фильтр, установленный на левой пе­редней стороне двигателя; редукционный клапан давления мас­ла, встроенный в приемный патрубок; датчик 23 контрольной лампы давления масла.

Датчик контрольной лампы давления масла соединен с кон­трольной лампой давления масла на щитке приборов, которая загорается при падении давления масла до 0,02-0,06 МПа (0,4-0,8 кгс/см2). При работе двигателя с исправной системой смазки лампа должна гаснуть (если двигатель не перегрет).Система смазки ВАЗ-2107

Циркуляция масла при работе двигателя происходит следую­щим образом. Масляный насос 1, приводимый в движение парой зубчатых колес со спиральными зубьями, засасывает масло из картера через фильтрующую сетку приемного патрубка и подает его по каналу 3 в полнопоточный фильтр. Отфильтрованное мас­ло по каналу 4 попадает в продольный магистральный канал 22, проходящий вдоль блока с левой стороны, а оттуда по каналам 24, просверленным в перегородках блока цилиндров, подводится к коренным подшипникам коленчатого вала. К центральной опоре распределительного вала масло подводится по каналам 20, 21, просверленным в блоке цилиндров, в головке цилиндров и в кор­пусе 17 подшипников распределительного вала. В прокладке го­ловки блока цилиндров имеется окантованное медью отверстие, по которому масло проходит из канала 21 блока в канал 20 го­ловки.

В каждом вкладыше первого, второго, четвертого и пятого ко­ренного подшипников имеется по два отверстия, через которые масло попадает в кольцевые канавки на внутренней поверхности вкладышей. Из канавок часть масла идет на смазывание корен­ных подшипников, а другая часть по каналам 6, просверленным в шейках и щеках коленчатого вала, к шатунным подшипникам, и от них через отверстия в нижних головках шатунов струя масла попадает на зеркало цилиндров в момент совпадения отверстия подшипника с каналом в шатунной шейке.

Масло для смазывания третьего (центрального) коренного под­шипника поступает из канала через два отверстия во вкладышах. Во вкладышах этого коренного подшипника отсутствуют кольце­вые канавки и от него нет отвода масла к шатунному подшипни­ку.

Масло, прошедшее к центральной опоре распределительного вала через кольцевую выточку 18 в опорной шейке, попадает в магистральный канал 15 распределительного вала, а из канала через отверстия 14 и 16 в кулачках и опорных шейках к рабочим поверхностям кулачков, рычагов и опор вала.

Масло от первого подшипника валика 10 привода масляного насоса и распределителя зажигания поступает по каналу, про­сверленному в самом валике, ко второму подшипнику. К втулке 9 шестерни привода масляного насоса и распределителя зажига­ния масло подводится по отдельному каналу 5 из полости перед масляным фильтром. Остальные детали смазываются разбрыз­гиванием и самотеком.

Масло, собирающееся под крышкой головки блока цилиндров, стекает в картер двигателя через специальные полости 11 слива и вентиляции в головке и блоке цилиндров.

Для того, чтобы при работе двигателя на любом режиме обес­печить необходимое давление масла в магистрали, а также что­бы компенсировать увеличивающийся при износе двигателя рас­ход масла, масляный насос имеет избыточную производитель­ность. А чтобы предотвратить повышение давления масла сверх допустимого, в системе установлен редукционный клапан, пере­пускающий избыточное масло в маслоприемник.

Масляный насос (см. рисунок поперечного разреза двигателя) шестеренчатого типа, установлен внутри картера и крепится к блоку цилиндров двумя болтами. Ведущая шестерня насоса за­креплена на валике неподвижно, а зубчатое колесо свободно вращается на оси, запрессованной в корпусе насоса. Масло по­ступает в насос по маслоприемному патрубку, пройдя фильтрую­щую сетку. В корпусе маслоприемного патрубка встроен редукци­онный клапан. При повышении давления в системе смазки выше допустимого масло отжимает редукционный клапан и избыточное масло перепускается из полости давления в полость маслоприемника. Давление, при котором срабатывает редукционный кла­пан, обеспечивается пружиной соответствующей упругости, уста­новленной на заводе. Это давление не регулируется.

Масляный фильтр Масляный фильтр полнопоточный, нераз­борный. До 1986 г. на двигатели ставился масляный фильтр 2101 (показан на рисунке), который ввиду больших размеров, чем фильтр 2105, ставился с помощью кронштейна 2. Позднее на все описываемые двигатели ставится фильтр 2105. Ввиду меньших размеров он может ставиться на все двигатели ВАЗ. Фильтр на­вернут на штуцер и прижат к кольцевому буртику кронштейна или блока цилиндров. Герметичность соединения обеспечивает­ся резиновой прокладкой, установленной между крышкой фильт­ра и буртиком блока. Масло поступает в фильтр по каналу 3 и, пройдя фильтрующий элемент 27, выходит в магистральный ка­нал 22 блока через центральное отверстие и штуцер крепления.

Фильтр имеет противодренажный клапан 28, предотвращаю­щий стекание масла из системы при остановке двигателя, и перепускной клапан 26, который срабатывает при засорении фильтрующего элемента и перепускает масло помимо фильтра в магистральный канал 22. Фильтрация масла производится бу­мажным элементом 27.

При смене масла в двигателе фильтр необходимо заменять, чтобы обеспечить эффективную фильтрацию масла.

Система вентиляции картера двигателя

Во время работы двигателя через зазоры в местах установки поршневых колец и зазоры между стержнями клапанов и направ­ляющими втулками в картер проникает некоторое количество от­работавших газов. При пуске двигателя в цилиндрах также кон­денсируются пары бензина, которые, попадая в картер, разжижа­ют масло и ухудшает его смазывающие свойства. Имеющиеся в составе отработавших газов пары воды, конденсируясь в карте­ре, вспенивают масло и приводят к образованию густых и липких эмульсий, а в соединении с сернистым газом образуют кислоты, которые разъедают рабочие поверхности деталей двигателя и ускоряют их износ.

Для удаления из картера газов и паров бензина, что увеличи­вает срок службы масла и повышает долговечность двигателя, служит принудительная вентиляция картера, осуществляемая отсосом газов из картера во впускную трубу двигателя. Кроме то­го, вентиляция картера не допускает повышения давления в кар­тере из-за проникновения в него отработавших газов. А посколь­ку система вентиляции закрытая, то исключается попадание картерных газов в салон автомобиля и уменьшается выброс токсич­ных веществ в атмосферу.

Картерные газы отсасываются по шлангу, надетому на патру­бок крышки маслоотделителя 31, в вытяжной коллектор 29, раз­мещенный под воздушным фильтром. Оттуда газы могут отсасы­ваться двумя путями: 1) вверх в пространство за фильтрующим элементом воздушного фильтра и далее через карбюратор во впускную трубу двигателя; 2) через шланг 36 в золотниковое уст­ройство карбюратора и далее в задроссельное пространство карбюратора.

Золотниковое устройство регулирует режим отсоса газов при различной частоте коленчатого вала. Оно состоит из золотника 33, находящегося на оси дроссельной заслонки первичной каме­ры, и калиброванного отверстия 34 в корпусе карбюратора.

При малой частоте вращения коленчатого вала (при закрытых дроссельных заслонках) разрежение на входе в карбюратор не­значительно и основная масса газов отсасывается по шлангу 36, а затем через калиброванное отверстие 34 золотникового уст­ройства в задроссельное пространство карбюратора. Калибро­ванное отверстие 34 ограничивает количество отсасываемых га­зов, и система вентиляции оказывает малое влияние на величи­ну разрежения за дроссельной заслонкой.

С повышением частоты вращения коленчатого вала при откры­вании дроссельной заслонки 35 золотник 33 поворачивается и открывает дополнительный путь для газов по канавке золотника, и газы отсасываются как по шлангу 36, так и через воздушный фильтр. Общее количество отсасываемых газов увеличивается.

Наконец, при высокой частоте вращения коленчатого вала (дроссельные заслонки открыты полностью) основная масса картерных газов отсасывается в воздушный фильтр в пространство за фильтрующим элементом.

Чтобы пламя не попало в картер двигателя при "выстреле" в карбюратор, в вытяжном шланге установлен пламегаситель 30. В вытяжной шланг картерные газы проходят через маслоотдели­тель 31, отделившееся от газов масло по трубке 32 стекает в масляный картер. Корпус маслоотделителя 31 установлен в при­ливе блока цилиндров и закрыт крышкой.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить