Кривошипно-шатунный и газораспределительный механизмы ВАЗ-2105

Энергия расширения продуктов сгорания топлива через кривошипношатунный механизм двигателя передается на коленчатый вал двигателя. Детали кривошипно-шатунного механизма при этом подвергаются воздействию значительных механических и термических нагрузок. Подбор материалов поршня, пальца, поршневых колец и их конструкция обеспечивают надежное уп­лотнение цилиндра, эффективный теплоотвод, малую массу де­талей, минимальный коэффициент трения, высокую прочность и надежность.

Кривошипный и газораспределительный механизмы ВАЗ

рис. 1

Рис. 1. 1 - Гайка крепления шкивов. 2. Шкив привода генератора и на­соса охлаждающей жидкости. 3. Ось натяжного ролика. 4. Натяжной ролик. 5. Шкив распределительного вала. 6. Сальник распредели­тельного вала. 7. Держатель сальника. 8. Упорный фланец распре­делительного вала. 9. Корпус подшипников распределительного ва­ла. 10. Распределительный вал. 11. Терморегулирующля пластина поршня. 12. Поршень. 13. Верхнее компрессионное кольцо. 14. Ниж­нее компрессионное кольцо. 15. Маслосъемное кольцо. 16. Палец поршня. 17. Болт крепления крышки шатуна. 18. Маховик. 19. Упорное полукольцо коленчатого вала. 20. Передний подшипник первич­ного вала коробки передач. 21. Зубчатый обод маховика. 22. Вкла­дыши 3-го (центрального) коренного подшипника коленчатого вала. Вкладыши 1, 2, 4 и 5-го коренных подшипников коленчатого вала. Коленчатый вал. 25. Впускной клапан. 26. Направляющая втулка клапана. 27. Стопорное кольцо. 28. Выпускной клапан. 29. Зубчатый шкив коленчатого вала. 30. Зубчатый ремень. 31. Маслоотражательный колпачок. 32. Шкив привода масляного насоса, распределителя зажигания и топливного насоса. 33. Кронштейн натяжного ролика.34. Пружина натяжного ролика. 35. Наружная пружина клапана. 36. Тарелка пружин. 37. Сухари клапана. 38. Рычаг привода клапана. 39. Пружина рычага. 40. Стопорная пластина пружины рычага. 41. Вкладыш и шатуна. 42. Крышка шатуна. 43. Шатун. 44. Регулиро­вочный болт клапана. 45. Внутренняя пружина клапана. 46. Опорная шайба внутренней пружины. 47. Опорная шайба наружной пружины. 48. Метки в.м.т. поршней 1 и 4-го цилиндров.

Поршни 12 изготовлены из алюминиевого сплава и покрыты слоем олова для улучшения прирабатываемости. Юбка поршня в поперечном сечении овальная, причем большая ось овала пер­пендикулярна оси поршневого пальца. По высоте поршень имеет ко­ническую форму: в верхней части меньший диаметр, чем в нижней. Кроме того, в бобышки поршня залиты стальные терморегулирующие пластины 11. Все это выполнено для компенсации неравно­мерности тепловой деформации поршня при работе в цилиндрах двигателя, возникающей из-за неравномерного распределения массы металла внутри юбки поршня.

В бобышках поршня имеются отверстия для прохода масла к поршневому пальцу. Отверстие под поршневой палец смещено от оси симметрии на 2 мм в правую сторону двигателя. Это уменьшает возможность появления стука поршня при переходе через в. м. т. Для правильной установки поршня в цилиндр около отверстия под поршневой палец имеется метка П". Поршень должен устанавливаться в цилиндр так, чтобы метка была обра­щена в сторону передней части двигателя.

Поршни, как и цилиндры, по наружному диаметру подразделя­ются на пять классов через 0,01 мм, обозначаемые буквами А, В, С, D, Е. Им соответствуют следующие диаметры цилиндров, в мм:

А          78,94-78 95

В          78,95-78,96

С          78,96-78,97

D          78,97-78,98

Е          78,98-78,99.

В связи со сложной формой наружной поверхности поршня из­мерять его диаметр необходимо в плоскости, перпендикулярной оси поршневого пальца и на расстоянии 52,4 мм от днища поршня.

В запасные части поставляются поршни классов А, С, Е. Этих классов достаточно для подбора поршня к любому цилиндру, так как поршни и цилиндры разбиты на классы с некоторым перекрыти­ем размеров. Например, к цилиндрам классов В и Д) может подой­ти поршень класса С. Кроме того, при ремонте двигателей порш­ни обычно заменяются у изношенных цилиндров, поэтому к не­значительно изношенному цилиндру, имевшему класс В, может подойти поршень класса С. Главное при подборе поршня обеспе­чение необходимого монтажного зазора между поршнем и цилин­дром (0,05-0,07 мм).

По диаметру отверстия под поршневой палец поршни подраз­деляются через 0,004 мм на три категории, обозначаемые циф­рами 1, 2, 3. Класс поршня (буква) и категория отверстия под поршневой палец (цифра) клеймятся на днище поршня.

Поршни по массе в одном и том же двигателе подобраны с максимально допустимым отклонением ±2,5 г.

Joomla SEF URLs by Artio