ДВИГАТЕЛЬ ВАЗ-2105

Четырех­тактный карбюраторный двигатель модели 2105 с ременным при­водом распределительного вала. На части автомобилей может быть установлен двигатель 21011 с цепным приводом распреде­лительного вала.

Компоновка двигателя отличается простотой и удобством об­служивания. Все узлы, требующие регулировки и ухода (распре­делитель зажигания, свечи, карбюратор, воздушный фильтр, и т.д.), установлены в легкодоступных местах.

 двигатель 2105Рис. Коленчатый вал. 2, Крышка первого коренного подшипника. 3. Держатель переднего сальника коленчатого вала. 4. Нижняя за­щитная крышка зубчатого ремня. 5. Зубчатый шкив коленчатого ва­ла. 6. Шкив коленчатого вала. 7. Шпонка шкивов коленчатого вала. 8. Храповик. 9. Крышка привода распределительного вала. 10. Сред­няя защитная крышка зубчатого ремня. 11. Ремень привода вентиля­тора, насоса охлаждающей жидкости и генератора. 12. Шкив генера­тора. 13. Валик привода масляного насоса и распределителя зажи­гания 14. Шкив привода масляного насоса и распределителя зажига­ния 15. Вентилятор системы охлаждения двигателя. 16. Блок цилиндров. 17. Натяжной ролик зубчатого ремня. 18. Зубчатый ремень привода распределительного вала. 19. Головка цилиндров. 20. Шкив распределительного вала. 21. Верхняя защитная крышка зубчатого ремня. 22. Держатель сальника распределительного вала. 23. Уста­новочный выступ на корпусе подшипников распределительного вала. 24. Выпускной клапан. 25. Впускной клапан. 26. Корпус подшипников распределительного вала. 27. Распределительный вал. 28. Рычаг привода клапана. 29. Маслоналивная горловина крышки головки ци­линдров. 30. Прокладка крышки головки цилиндров. 31. Крышка го­ловки цилиндров. 32. Датчик указателя температуры охлаждающей жидкости. 33. Свеча зажигания. 34. Палец поршня. 35. Маховик с зубчатым ободом в сборе. 36. Держатель заднего сальника коленча­того вала. 37. Упорное полукольцо коленчатого вала. 38. Передняя опора двигателя. 39. Задняя опора двигателя. 40. Передняя крышка картера сцепления 41. Масляный картер. 42. Кронштейн передней опоры. 43. Пружина передней опоры. 44. Буфер подушки передней опоры. 45. Резиновая подушка передней опоры. 46. Поршень. 47. Указатель уровня масла 48. Шатун с крышкой в сборе. 49. Пробка сливного отверстия масляного картера. 50. Втулки валика привода масляного насоса и распределителя зажигания

Цилиндры двигателя объединены вместе с верхней частью картера и представляют собой единую отливку блок цилиндров. При такой компоновке обеспечивается прочность конструкции, жесткость, компактность, надежность и уменьшается масса дви­гателя. В нижней части блока цилиндров на пяти опорах установ­лен коленчатый вал. Передний и задний концы коленчатого вала уплотняются самоподжимными резиновыми сальниками. Поршни 46 имеют по два компрессионных кольца и одно маслосъемное с разжимной пружиной. Соединен поршень с шатуном поршневым пальцем, запрессованным в верхнюю головку шатуна. На каждый цилиндр двигателя приходится по одному впускному и одному выпускному клапану, которые приводятся в действие распреде­лительным валом 27, установленным на головке цилиндров в алюминиевом корпусе подшипников 26. Верхнее расположение распределительного вала позволяет уменьшить массу возврат­но-поступательно движущихся деталей и тем самым обеспечить высокую надежность работы механизма газораспределения при большой частоте вращения коленчатого вала двигателя.

Распределительный вал приводится во вращение от коленча­того вала с помощью зубчатого ремня 18. Клапаны приводятся в действие специальными рычагами 28.

Двигатель в сборе со сцеплением и коробкой передач образует силовой агрегат и устанавливается на автомобиле на трех эла­стичных опорах. Опоры воспринимают как массу силового агре­гата, так и нагрузки, возникающие при трогании автомобиля с места, разгоне и торможении. Конструкция подвески силового аг­регата обеспечивает минимальные колебания двигателя и устра­няет передачу его вибраций на кузов.

Двумя передними опорами 38 двигатель крепится к поперечине передней подвески автомобиля, а задней 39 - к поперечи не зад­ней подвески двигателя.

Передние опоры имеют резиновые подушки 45, в которых завулканизированы стальные шайбы с болтами крепления. Для увеличения жесткости в отверстии внутри подушек находятся пружины, а для ограничения ходов применены буфера 44, кото­рые представляют собой резиновый стержень с завулканизиро-ванной стальной втулкой.

Подушки передней опоры крепятся к промежуточным пласти­нам, а те, в свою очередь, к кронштейнам 42 передней опоры двигателя. Кронштейны закрепляются на фланце блока цилинд­ров четырьмя шпильками. Для предохранения правой подушки от горячей приемной трубы глушителей под нее устанавливается защитный кожух.

Задняя опора 39 состоит из трех стальных пластин, привулка-низированных к разделяющей их резине. Верхняя пластина кре­пится к задней крышке коробки передач, а нижние к поперечине

задней подвески двигателя. Чтобы не помялись полки поперечи­ны при затягивании болтов крепления опоры, между полками ус­танавливаются дистанционные втулки.

Блок цилиндров 16 является базовой деталью двигателя и слу­жит для установки и крепления механизмов, аппаратов и вспомо­гательных агрегатов двигателя. Блок отлит из специального низ­колегированного чугуна. Для повышения жесткости нижняя плос­кость опущена на 50 мм ниже оси коленчатого вала.

Цилиндры блока по диаметру подразделяются через 0,01 мм на пять классов, обозначаемы х буквами А, В, С, D и Е. Диамет­ры цилиндров, соответствующие эти классам следующие, мм:

79,000-79,010 79,010-79,020 79,020-79,030 79,030-79,040 79,040-79,050

Класс цилиндра указан на нижней плоскости блока против каж­дого цилиндра. Цилиндр и сопрягающийся с ним поршень долж­ны иметь одинаковый класс. При ремонте цилиндры могут быть расточены и отхонингованы под увеличенный диаметр поршней (на 0,4, 0,8 мм) с учетом обеспечения зазора между поршнем и цилиндром 0,05-0,07 мм.

Зля проведения ремонта кривошипно-шатунного механизма выпускаются детали ремонтных размеров: поршни и поршневые кольца, увеличенные по диаметру на 0,4 и 0,8 мм; вкладыши ко­ренных и шатунных подшипников для шеек коленчатого вала, уменьшенных по диаметру на 0,25; 0,5; 0,75 и 1,00 мм.

В нижней части блока цилиндров расположены пять опор ко­ренных подшипников коленчатого вала с тонкостенными сталеалюминевыми вкладышами. Подшипники имеют съемные крыш­ки 2, которые крепятся к блоку самоконтрящимися болтами. От­верстия под подшипники коленчатого вала в блоке цилиндров обрабатываются в сборе с крышками. Поэтому крышки подшип­ников невзаимозаменяемы и для различия на их наружной поверх­ности сделаны риски. Для крышек первых четырех подшипников число рисок соответствует номеру крышки. На пятой крышке нане­сены две риски с большим промежутком между ними. Опоры подшипников и соответствующие им крышки отсчитываются от переднего торца блока цилиндров.

По обе стороны заднего коренного подшипника проточены гнезда для установки упорных полуколец 37, удерживающих ко­ленчатый вал от осевых перемещений. С передней стороны под­шипника ставится сталеалюминевое полукольцо, а с задней ме-таллокерамическое (желтого цвета), пропитанное маслом. Следу­ет иметь в виду, что канавки, находящиеся на одной стороне полуко­лец, должны быть обращены к упорным поверхностям коленчатого вала.

Величина осевого зазора коленчатого вала при сборке двигате­ля обеспечивается в пределах 0,06-0,26 мм. Если в эксплуатации зазор превышает максимально допустимый (0,35 мм), необходи­мо заменять упорные полукольца новыми или ремонтными, уве­личенными на 0,127 мм.

В передней части блока цилиндров имеется полость для при­вода механизма газораспределения, отделенная от картера дви­гателя тремя сальникам и. Полость закрыта тремя пластмассо­выми крышками 4, 10 и 21. С задней стороны к блоку цилиндров прикреплен держатель 36 заднего сальника.

С левой стороны к блоку цилиндров прикреплены масляный фильтр -л топливный насос, установлены система вентиляции картера и датчик давления масла. С правой стороны на блок ци­линдров установлены насос охлаждающей жидкости и генератор. На верхней плоскости блока в передней левой ее части устанав­ливается распределитель зажигания.

Снизу блок цилиндров закрыт стальным штампованным карте­ром 41. Картер имеет перегородку для успокоения масла. Между картером и блоком цилиндров установлена прокладка из пробко-резиновой смеси. Для слива масла из картера предусмотрена пробка 49. В пробке установлен постоянный магнит, который при­тягивает к себе мелкие стальные частицы, попавшие в масло при работе двигателя.

Головка цилиндров 1') общая для четырех цилиндров, отлита из алюминиевого сплава, причем над каждым цилиндром сдела­ны камеры сгорания клиновидной формы. В каждой камере име­ется резьбовое отверстие для свечи зажигания. С левой стороны в передней и задней части головки цилиндров выполнены кана­лы для стока масла в масляный картер. В головку запрессованы седла клапанов, изготовленные из специального чугуна, чтобы обеспечить высокую прочность при воздействии ударных нагру­зок. Размеры седла впускного клапана больше размеров седла выпускного клапана. Рабочие фаски седел обрабатываются по­сле запрессовки в сборе с головкой цилиндров, чтобы обеспе­чить точную соосность фасок с отверстиями направляющих вту­лок клапанов.

Направляющие втулки клапанов также изготавливаются из чу­гуна и запрессовывается в головку цилиндров с натягом. В от­верстиях направляющих втулок нарезаны спиральные канавки для смазки. У втулок впускных клапанов канавки нарезаны до по­ловины длины отверстия, а у втулок выпускных клапанов - на всей длине отверстия.

Между головкой и блоком цилиндров установлена прокладка, изготовленная из асбестового материала на металлическом кар­касе и пропитанная графитом. По краям отверстий под цилиндры прокладка имеет окантовку из мягкой стали. Отверстие канала подачи масла к распределительному валу окантовано медной лентой. Чтобы прокладка не прилипала к блоку и головке цилинд­ров, перед сборкой ее рекомендуется натереть графитом.

Головка цилиндров крепится к блоку цилиндров одиннадцатью болтами. Для равномерного и плотного прилегания головки к блоку цилиндров и исключения коробления болты необходимо затягивать на холодном двигателе в два приема с помощью ди­намометрического ключа и в строго определенной последова­тельности (от центра к периферии налево и направо поочередно). В первый прием затяжка осуществляется предвари­тельно момент затяжки приблизительно 39,2 Н.м (4 кгсм). Во второй прием производится окончательная затяжка моментом 112,7 Нм (11,5 кгсм).

Болты крепления головки цилиндров следует подтягивать по­сле пробега первых 2000-3000 км, а в дальнейшем после снятия головки цилиндров или при появлении признаков прорыва газов или пропуска охлаждающей жидкости между блоком и головкой цилиндров.

Сверху головка цилиндров закрыта крышкой 31. Крышка отлита из алюминия. В верхней части крышки имеется горловина для заливки в двигатель масла. Для устранения течи масла между головкой цилиндров и крышкой установлена прокладка. Крышка крепится к головке цилиндров с помощью шпилек и гаек.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить